Формирование умения пространственного ориентирования на основе восприятия рельефных топографических планов у детей с нарушениями зрения
ВВЕДЕНИЕОрганом осязательного восприятия у человека является рука. Осязание в полном смысле этого слова как способность кожно-механического и двигательного анализаторов отражать многочисленные пространственные и физические свойства и качества объектов присуще только человеку и является результатом его общественно-трудового развития. Отражая окружающий человека мир и воздействуя на него, рука является органом познания и труда.
В трудовых актах, помимо разделения функций рук, происходит специализация пальцев рук. В качестве примера можно привести процесс чтения и письма незрячими рельефного шрифта, где разделение функций рук и специализация пальцев проявляются с предельной отчетливостью.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ #
ГЛАВА 1. Теоритические основы использования слухового восприятия в процессе пространственного ориентирования #
1.1 Особенностиосязательного восприятия #
1.2 Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения #
Выводы по 1 главе #
ГЛАВА 2. Дидактическое обеспечение процессов формирования умений пространственного ориентирования на основе рельефных топографических планов #
2.1 Методика формирования умения ориентироваться в пространстве с помощью осязательного восприятия у детей с нарушениями зрения. #
2.2 Комплекс коррекционных занятий по формированию умения ориентироваться на основе рельефных топографических планов #
Выводы по 2 главе #
ЗАКЛЮЧЕНИЕ #
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ #
ПРИЛОЖЕНИЕ #
План-конспект коррекционного занятия №1 #
План-конспект коррекционного занятия №2 #
План-конспект коррекционного занятия №3 #
План-конспект коррекционного занятия №4 #
План-конспект коррекционного занятия №5 #
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЛитвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, с.152Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. М.: Гуманит изд центр владос, 2000. 240 сМалкова Т.П. Факторы социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей. / Малкова Т.П. // Вестник Поморского университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2008 (декабрь). - № 4. - С. 106-109.
Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: Учебное пособие - М.: ВОС, 1982
Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: -Учебное пособие Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 137 с.
Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология). - М.: Классике Стиль, 2006. - 256 с.
Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики. —М., 1981.
Научно-методические основы инклюзивного обучения слепых и слабовидящих в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО): методическое пособие / под. ред. Г. В. Никулиной /Е. В. Замашнюк, Г. В. Никулина, И. Н. Никулина, А. В. Потемкина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. — 388 с.
Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования: методические рекомендации / под. ред. Г. В. Никулиной / Е. В. Замашнюк, А. В. Никитина, Г. В. Никулина, И. Н. Никулина, А. В. Потемкина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. — 600 с.
ПРОЕКТ Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения (программы коррекционных занятий)
Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях / Сост. М.И. Земцова, Л.И. Плаксина, Л.Ю. Феоктистова. - М., 1978.
Формирование у детей определенных знаний и умений, обеспечивающих их социальную адаптацию, — цель этой работы.
Ориентирование в пространстве — одна из актуальных и труднейших проблем, входящих в сферу социальной адаптации школьников с нарушением зрения.
Успешность интеграции человека с зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на рабочем месте, на улицах города, в общественных местах.
Между тем недостатки в развитии пространственной ориентировки, имеющиеся у школьников с нарушением зрения, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности.