Изучение коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра
ВВЕДЕНИЕВ настоящее время выросло количество детей с расстройством аутистического спектра. Ранее эти дети считались необучаемыми, но сейчас их включают в образовательный процесс и они имеют свои пусть небольшие, но достижения. Имеется большая проблема с их адаптацией в социуме, и поэтому необходим индивидуальный подход к возможностям ребенка.
Известно, что в основе адаптации ребенка находится коммуникация – коммуникативные способности. Такие исследователи как О.С.Никольская, Е.Р.Баенская описывают то, что отсутствие у детей с расстройством аутистического спектра коммуникативных навыков становится большой проблемой, ведь они не могут использовать эти возможности и им сложно находится в социуме. Развитие коммуникативных навыков у младших школьников выступает важным моментом, ведь далее следует подростковый возраст, где особенно важны эти умения и навыки [15].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АУТИЗМОМ 5
1.1. Проблема изучения коммуникативных навыков в литературе 5
1.2. Развитие коммуникативных навыков в онтогенезе 8
1.3. Современное состояние изучения коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра 13
2.1. Методы диагностики коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра 20
2.2. Основные направления, методы психологической коррекции и развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАльвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. М.: Теревинф, 2008. 208 с.
Аналитическая справка о численности детей с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2020 году. -URL: https://autism-frc.ru/ckeditor assets/attachments/3646/ analiticheskaya spravka monitoring 2020 na blanke fits 09 03 21.pdf (дата обращения: 13.11.2022).
Артемова Е.Э., Ряженова М.А. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 7. – С. 121-125;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38145 (дата обращения: 05.12.2022).
Бориснёв С.В. Социология коммуникации: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 270 с.
Васина А.С., Тишина Л.А. Развитие коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра средствами игровой терапии // Universum: Научное обозрение. 2017. № 1 (1). С. 313–317.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Текст. / Л.С. Выготский // Вопросы психологии, 1996. №6. - С, 62 - 76.
Гилберг, К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг, Т. Питерс. -СПб.: ИСПиП, 1998. - 312 с
Дячкина Е. С. Формирование коммуникативных способностей детей с расстройствами аутистического спектра методами психолого-педагогической коррекции / Е. С. Дячкина, А. Д. Холодная, Е. В. Моисеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 10. — С. 1–5.
Информационная кампания «Аутизм -это» фонда «Выход» в 2021 году. - URL: https://autism.help/news/informatsionnaya-kampaniya-autizm-eto-fonda-vyhod-v-2021 -godu (дата обращения: 01.12.2022).].
Классификация DSM-5 – «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го пер URL:https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.57657a17-638e52fc-61f43a04-74722d776562/https/www.medscape.com/viewarticle/803884_4 (дата обращения: 01.12.2022).
Исходя из этого можно заключить, что аутизм представляет собой явление, достаточно распространённое на сегодняшний день, что привлекает внимание специалистов со всего мира для решения этого вопроса и требует срочного и полного научного вмешательства. С целью определения понимания проблемы аутизма, его масштабности и последствий, нужно в первую очередь обратиться к определению этого понятия и изучить специфику проявления аутизма.
Как отмечают К. Гилдерт и Т. Питерс, «расстройства аутистического спектра - спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов» [7].