Я-концепция как внутренняя детерминанта становления индивидуальности

Скачать курсовую работу на тему: Я-концепция как внутренняя детерминанта становления индивидуальности. В которой исследовано самоотношение и субъективное отношение к окружающим в юношеском возрасте.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
04.11.2024
Объем файла
124 Кб
Количество страниц
28
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Практически с самого начала жизни ребенка ему присваиваются определенные роли, закладываются принципы, понятия, культура страны или народа, семейные, морально-этические ценности, которые зависят от социальной среды, в которой находится растущий организм. Вместе с этим, значительное влияние на становление и формирование Я-концепции оказывает оценка ребенка родителями, родственниками, учителями, после чего он начинает понимать отличие между понятиями “Я хороший” и “Я плохой”. Именно психологическое сообщество уже долгие годы пытается разобраться в понятии “Я-концепция” и определить его как что-то целостное и самостоятельное. Психологи, занимающиеся изучением этой идеи, определяли Я-концепцию по-разному, в зависимости от теоретических и практических связей. Каждое из них оказало влияние на современное представление о её взаимосвязях, систематике.  Трудность в определении понятия “Я-концепция” состоит в относительной “молодости” данного термина, поэтому психологи решили сопоставлять «Я-концепцию» с «самосознанием», так как оно включает в себя оценочный аспект самосознания. Изучение Я-концепции в психологии личности является неотъемлемой частью познания дуальной сущности человека, как познающего и познаваемого субъекта. Так, Валерий Сергеевич Агапов, профессор Мосу МВД, доктор психологических наук, вместе со студентами своей научной школы, рассматривают Я-концепцию как сплоченное системное личностное образование, в суммарном виде объединенного опыта основных естественных отношений личности и их множественных конкретных способов осуществления, выражения и исполнения.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ Я-КОНЦЕПЦИИ 7
1.1 Понятие Я-концепции отечественных и зарубежных ученых 9
1.2 Теоретические подходы к изучению Я-концепции отечественны и зарубежных ученых 13
1.2.1 Я-концепция в работах Б. Г. Ананьева 15
1.2.2 Теория концепции личности А.Н Леонтьева 17
1.3 Понятие индивидуальности и подходы к её изучению 19
1.4 Роль «Я-концепции» в становлении индивидуальности 22
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ В СТАНОВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 25
2.1 Организация исследования и результаты проведенных методик 25
2.2 Анализ результатов 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованных источников 34
Приложение А 36

Список использованных источников
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович – СПБ: Питер, 2009. – 400 с. ил. – ISBN 978-5-91180-846-4. – Текст: непосредственныйЖураковская В.М.
Структура опыта становления индивидуальности обучающегося как основание для его формирования/ Жураковская В.М. – Текст электронный// Мир науки, культуры, образования. – 2014. - №2 (45). – С. 57-61. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-opyta-stanovleniya-individualnosti-obuchayuschegosya-kak-osnovanie-dlya-ego-formirovaniya (дата обращения: 01.06.2023)
Зуева Е.Ю. Психологические аспекты Я-концепции личности / Е.Ю. Зуева – Текст электронный // Вопросы науки и образования. – 2018.-№ 1 (13). – С.176-180. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-ya-kontseptsii-lichnosti (дата обращения 25.05.2023)
Крылова, Н.Н. Самосознание: строение и взаимодействие структурных компонентов / Н.Н. Крылова – Текст электронный// Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. - № 1 (9). – С.36-40. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samosoznanie-stroenie-i-vzaimodeystvie-strukturnyh-komponentov (дата обращения 24.05.2023)
Логинова Н.А. Антропологическая психология Бориса Ананьева. - М.: М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. – 366 с. (Методология, теория и история психологии) ISBN 978-5-9270-0336-5Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. для вузов. СПб., 2019. – 583с. ил.- ISBN 978-5-4461-1062-9. – Текст: непосредственный
Осницкий А. К. Индивидуальность как личность или индивидуальность как «свобода»/ Осницкий А. К. – Текст электронный// Психологические проблемы смысла жизни и акме. – 2021. - №1-1. – С.54-57. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnost-kak-lichnost-ili-individualnost-kak-svoboda (дата обращения: 01.06.2023)Просекова, Е. Н. Феномен самосознания в трудах отечественных и зарубежных ученых / Е. Н. 

Я-концепция развивается у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты. Важнейшей функцией Я-концепции является обретение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения, иными словами обретение идентичности. Для формирования Я-концепции и идентичности важно, насколько человек принимает, ценит, любит себя. В процессе становления Я-концепции человек также проходит индивидуализацию – формирование личности, в процессе которого реализуются её индивидуальные черты, особенности, уникальные способности. Личность начинает выделять себя из общей массы людей и осознавать свои отличия от других. С помощью Я-концепции личность имеет представления о самом себе, о своих физических, интеллектуальных и социальных свойствах, что и подталкивает на нахождения различий от других. Именно поэтому данные процессы тесно связаны между собой, ведь Я-концепция создает почву для развития индивидуальности. Для того, чтобы лучше понимать взаимосвязь между данными понятиями, необходимо изучить понятие индивидуальности и его становление. Под индивидуальностью понимается психологическая неповторимость человека, взятого в целом во всех его свойствах и отношениях как индивидных, так и личностных. Изучением индивидуальности впервые начали заниматься еще древнегреческие и древнеримские врачи, философы, мудрецы, мыслители. Гиппократ, например, считал, что индивидуальность человека может меняться на протяжении его жизни, следовательно, это влияет на то, как будет складываться дальнейшая судьба человека. Феофраст же считал индивидуальность частью анатомических и биологических процессов в организме человека. Френсис Гальтон проводил различные опыты при помощи аппаратов, чтобы узнать отличие испытуемых друг от друга.  Впоследствии данным вопросов заинтересовались, как и отечественные, так и зарубежные психологи.  С. Л. Рубинштейн говорил, что человек является индивидуальностью при наличии у него особенных и неповторимых свойств. Наиболее полное раскрывает понятие индивидуальности Б. Г. Ананьев. Компонентами индивидуальности, по его мнению, являются свойства индивида, личности и субъекта деятельности. Каждая из данных групп является открытой по отношению к внешнему миру, общественной жизни и, соответственно, в постоянном активном взаимодействии человека с миром осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждом из компонентов есть индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности и оригинальности. Фрейд понимал индивидуальность как основной фактор противостояния отдельного человека влиянию социума. А. Адлера же рассматривает её как вершину достижения личности, считая индивидуальность некой отправной точкой высших жизненных проявлений.