Абилитация детей с нарушениями интеллекта средствами адаптивной физической культурой
ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Проблема жизни людей с ограниченными возможностями здоровья стоит довольно остро. Сегодня довольно часто на свет рождаются дети с различными отклонениями в развитии и функциональными нарушениями, которые влияют на качество их жизни.
Из большого количества отклонений здоровья умственная отсталость является одной из самых распространённых. Дети с нарушением интеллекта нуждаются в абилитация. Эффективным методом может стать адаптивная физическая культура.
Адаптивная физическая культура для детей с нарушением интеллекта является средством устранения недостатков в двигательной сфере. Она способствует полноценному физическому развитию, укрепляет здоровье, направлена на адаптацию к социуму. Возможности адаптации и абилитации таких детей зависят от индивидуального клинико-психологического состояния ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1 Сущность и содержание понятия «абилитация» 5
1.2 Медико-физиологическая и психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта 8
1.3 Основные принципы работы, задачи, средства, методы и формы организации адаптивной физической культуры детей с нарушениями интеллекта 14
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 18
2.1 Методические особенности абилитации детей с нарушениями интеллекта средствами адаптивной физической культуры 18
2.2 Методы исследования и оценки эффективности абилитации детей с нарушениями интеллекта средствами адаптивной физической культуры 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВАдаптивная физическая культура: Ежеквартальный периодический журнал. - 2000. - № 1-2, 3-4; 2001 (и последующие годы). - № 1,2, 3, 4.
Адилова, М.Ш. Особенности психомоторики детей с нарушениями интеллекта младшего школьного возраста/ Адилова М.Ш. //Дефектология. – 1988. - № 4. – с. 6-11
Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Киев, 1989. 484сВайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. -- М.: Аграф, 1997. - 128 с.
Веневцев СИ. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: Метод, пособие. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Советский спорт, 2004. - С. 31-33.
Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -- М.: Академия, 2002. -- 176 с.
Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. - М.: Советский спорт, 2005, Т. 1, Т. 2.
Евсеев СП., Курдыбайло С.Ф., Сусляев В.Г. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. проф. СП. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2000. -152 с. л/
Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2002. - 212 с.
Кулагина, И.Ю. Отношение к учению у детей с нарушениями интеллекта./ И.Ю.Кулагина. М.: Владос,2012. 216с.
Лебединская, К.С., Майская, М.М., Грибанова Г.В. Дошкольники с нарушениями в аффективной сфере. / К.С. Лебединская, М.М. Майская, Грибанова Г.В. М.: Владос, 2014. 212с.
Лурия, А.Р. Внимание и память. М., 1975. 302сМатвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физическая культура и спорт, 1991.-543 с.
Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями интеллекта //Дефектология. 1992. № 3. с. 8-9
Подвиждные игры для детей с нарушением в развитии / Под ред. Л.В. Шапковой. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
7. Эмоциональная сфера имеет также ряд особенностей: неустойчивость эмоций, нестабильность чувств, трудности в понимании мимики, недоразвитие навыков игровой деятельности, такие дети с удовольствием играют в знакомые игры и с трудом усваивают новые.
Таким образом, нарушение интеллекта – это такое нарушения развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
1.3 Основные принципы работы, задачи, средства, методы и формы организации адаптивной физической культуры детей с нарушениями интеллектаОсновные задачи адаптивной физической культуры детей с нарушением интеллекта совпадают с задачами адаптивной физической культуры здоровых сверстников. Это воспитательная, образовательная, оздоровительная задачи и задача физического воспитания.