Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте

Скачать курсовую работу на тему: Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте. В которой исследована ценностная смысловая сфера подростков. Изучены смысложизненные ориентации старших подростков.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
30.10.2024
Объем файла
71 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В то же время этапы жизненного пути датируются историческими событиями, изменением форм воспитания, изменениями в системе образа жизни и отношений, суммой ценностей и жизненным планом - целями и смыслом жизни, которые принадлежат конкретному человеку. За прошедший период социально-политические и материально-экономические условия жизни в мире кардинально изменились. Вместе с ними изменились ценности, идеологические и общечеловеческие ценностные ориентации. С проблемой смысла жизни сталкивается практически каждый человек. Этот вопрос становится более актуальным в подростковом возрасте, когда человек практически находится на пороге взрослой жизни. Проблема поиска смысла жизни интересовала не только философов, но и зарубежных и отечественных психологов. Актуальность исследования смысложизненных ориентаций связана с тем, что проблема поиска смысла жизни является неотъемлемой составляющей становления личности. Именно в подростковом возрасте формируется устойчивая система ценностей и смыслов, благодаря которой формируется ориентация на будущее. Современному обществу свойственна хрупкость устоев, поэтому неслучайно многие отечественные психологи уделяют все больше внимания проблеме формирования смысла жизни и его влияния на дальнейшую судьбу человека.

Оглавление
Введение 2
Глава 1. Смысл жизни в психологии 7
1.1 Совершенствование и самореализация. 7
1.2. Продолжение жизни. 8
1.3. Достижение гармонии. 9
Глава 2. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте 11
Глава 3. Взгляды ученых на смысложизненные ориентации подростка 18
3.1. Экспериментальные исследования смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте 20
3.1.1. Основные методы исследования смысложизненных ориентаций 20
3.1.2.  Исследование смысложизненных ориентаций при помощи методики Д.А. Леонтьева 23
3.1.3. Анализ результатов исследования 24
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Список используемой литературы

Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. М.: Наука, 1978. 312 с.
Бражникова, А.Н. Ещё раз о профессии «психолог» // Психология и школа. 2004. №4. С. 31-35.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. / Т. 3. - М.: Педагогика, 1984
Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста// собр. Соч.: в 6 т. Т.А.С.
Голышева З.В. Динамика смысложизненных ориентаций (лонгитюдное исследование).
Епимахина Ю. В. Развитие личностной рефлексии как фактор формирования смысложизненных ориентаций в старшем школьном возрасте: диссертация кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, 2008. - 213 с.
Жаткина К.А. «Проявление смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте».
Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Институт психологии РАН, 2006. 334 c.
Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. 400 с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 2005. – 304 с.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000.
Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.,1999.
Маслоу А. - Мотивация и личность СПб.: Евразия, 1999.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 9-е изд. стереотип.- М.: Издательский центр Академия, 2004.
Надирашвили Ш.А. О формировании и смене социальных установок личности // Вопр.психологии. 2006. - №3. - С. 32-39.
Обуховский, К. Психологическая теория строения и развития личности-М., 1981.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс, 2001.
Селиванова З.К «Смысложизненные ориентации подростков».
Семёнова Л.Э., Серебрякова Т.А., Семёнова В.Э. Гендерная специфика смыслового значения счастья в представлениях людей разных возрастов // Вестник Мининского Университета. – 2017. - № 4.

Д. А. Леонтьев отдельно выделяет переход о представлении из окружающего мира во внутреннюю систему человека, реализуя его как процесс формирования внутренних структур психики человека за счет усвоения структур внешней социальной деятельности или как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. В этом контексте социализация понимается им как" усвоение ценностей социальных общностей и преобразование их в личностные ценности (движение от структуры индивидуальной мотивации, основанной исключительно на потребностях, к структуре, в которой ценности играют доминирующую роль)". 
Проблема смысловой жизненной ориентации в процессе обучения стала основной для западноевропейской педагогики в антропологическом направлении XX века, в основе которого лежали основы феноменологической философии, гуманистической и экзистенциальной психологии. Л. И. Божович, рассматривая проблему и актуальность поиска смысла жизни в раннем подростковом возрасте, утверждал, что определение самоопределения и дальнейшего жизненного пути является для старшеклассников мотивацией, которая впоследствии может определять их поведение, отношение к окружающим и их дальнейшую деятельность.
Таким образом, можно сделать вывод, что в психологических исследованиях прочно утвердились понятия "личностные ценности" и "ценностные ориентации" при изучении мотивационно-смысловой сферы личности, наметилось их место в структуре личности, мотивах поведения и деятельности, эти средства позволяют исследовать ценности индивида, их иерархическую структуру, динамику, в частности, получить представление о тенденциях изменения стратегии поведения людей в социально-культурных условиях.