Применение цифровых технологий в уголовном судопроизводстве
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день, одним из направлений развития общественной жизни, является ясность и прозрачность деятельности государственных структур, доступность их услуг для граждан, уменьшение сроков, проходящих от направления социального или правового запроса гражданина (организации) до его разрешения. Данным потребностям социума в полной мере отвечают тенденции цифровизации среды обитания современного человека. Следовательно, сфера отправления правосудия, в которой пересекаются публичные и частные интересы, также охвачена соответствующим инновационным процессом.
Для решения данных задач как раз и имеет место активное внедрение цифровых технологий в судебное производство. Мощным толчком к обновлению послужил ряд стратегических документов, принятых в связи с глобальной информатизацией и цифровизацией социального пространства, таких как Доктрина информационной безопасности Российской Федерации , Стратегия развития информационного общества в Росси
СОДЕРЖАНИЕ
введение…………………………………………………………………………..3
1. ЭЛЕКТРОННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СООБЩЕНИЙ И ЗАЯВЛЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ……………………………………………………..…………..6
2. ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РФ ……….……………………….……………….……17
2.1 Понятие и значение электронных доказательств…......……………………...17
2.2 Особенности производства процессуальных действий по собиранию и проверке электронных доказательств ……..……………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации федеральный от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.
Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200008/Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: приказ МВД России от 29 сентября 2014 г. № 736 (в ред. от 09.10.2019). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420219462Приказ Следственного комитета РФ от 11 октября 2012 г. № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70328468/
Об утверждении Инструкции по организации в органах Федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности: приказ ФСБ РФ от 16 мая 2006 г. № 205. [Электронный ресурс]. – Режим
дняшний день, в РФ имеет место неоднозначная ситуация, заключающаяся в том, что, направляя заявление о преступлении в электронном виде в органы внутренних дел, потерпевшее от преступления лицо может рассчитывать на то, что его заявление будет принято, зафиксировано и оно будет проверено, а направляя данное заявление, в иные органы, уполномоченные принимать и регистрировать сообщения о преступлении, на такие действия надеяться потерпевшему не стоит.
Несомненно, что целью урегулирования порядка приема и регистрации сообщений о преступлениях, выполненных в виде электронных документов, является задача предусмотреть такую возможность уголовно - процессуальным законом, для чего необходимо внести соответствующие изменения в нормы УПК РФ.
2. ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РФ
2.1. Понятие и значение электронных доказательств
Доказательствами в уголовном деле все чаще становятся электронные записи, сообщения, файлы, находящиеся на электронных носителя