Особенности формирования мотивационной и эмоционально-волевой сфер младших школьников в условиях учебно-воспитательного процесса
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Формирование эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности в младшем школьном возрасте определяет её последующее развитие. Знание особенностей данных сфер позволит педагогам-психологам и учителям, работающим в начальных классах, не только эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс, но и отслеживать динамику становления личности младшего школьника, что составляет одну из приоритетных задач современной системы образования в связи с введением новых государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.
Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если человек находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь страдает эмоциональная сфера
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1.Мотивация как психологическая категория 6
1.2. Особенности развития мотивации учения младших школьников 8
1.3. Эмоционально-волевая характеристика младшего школьника 10
1.4. Развитие эмоционально-волевой сферы у младших школьников 12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16
2.1. Краткая характеристика группы для изучения мотивационной сферы младших школьников 16
2.2.Анализ результатов исследования особенностей мотивационной сферы младших школьников 18
2.3.Исследование и анализ особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников 23
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. - М.: Просвещение, 2016.?
Балабаева, Е.А. Развитие эмоциональной сферы / Е.А. Балабаева // Журнал прикладной психологии. – 2011. – № 1. – С.23-30.
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г. М. Бреслав. – М. : Приори, 2009. – 180 с.
Выготский Л.С. Лекции по психологии. С.-Петербург, Союз, 1997.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1991.
Гончарик Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // ?Начальная школа?. — 2014. — №11. — С. 45-48.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 07.08.2020 № 119-НП
Задунова Е.В., Омельченко А.А. Формирование учебной мотивации младших школьников // ?Начальная школа?. — 2009. — №2. — С. 20-26.
Закон Донецкой Народной Республики ?Об образовании? [Электронный ресурс]: закон ДНР № 55-IHC от 19.06.2015 г.: действующ. ред. // Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. – Электрон. дан. – Донецк, 2017. – Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/. – Загл. с экрана.
Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. - М.: Просвещение, 1991. - 284 с.
Изард К.Э.Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Издательство ?Питер?, 1999 – 464 с.
Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. — СПб.: Питер, 2006. — 205 с.
Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Педагогика, 1988. 232 с.
Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2009. – 480 с.
Леонова Н. А. Изучение мотивационной сферы младших школьников // Началь
В исследованиях Е.И. Игнатьева и В.И. Селиванова выявилось, что наиболее импульсивны в своем поведении мальчики, девочки же более сдержанны. Авторы объясняют это особым положением последних в семье, где они выполняют ряд домашних поручений по организации быта и имеют больше ограничений, что способствует воспитанию у них сдержанности.
У младших школьников нередко наблюдается отсутствие уверенности в своих действиях. Неуверенными и робкими младшие школьники бывают в новой, незнакомой для них обстановке, при отсутствии твердых знаний, в результате часто повторяющихся неудач.
В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других – тормозят.