Роль игры в развитии лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью
Формирование и развитие речи обучающихся с умственной отсталостью всегда остаётся одной из перспективных психолого-педагогических проблем. В настоящее время в образовании усиливается ориентация на становлении языковой личности обучающегося, овладение им лексической стороной речи, что в свою очередь способствует развитию познавательной деятельности [6].
Слово имеет огромное значение и занимает важное место в формировании человеческого сознания.
Оглавление
Ведение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью. 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика школьников с умственной отсталостью. 6
1.2 Особенности развития речи детей с умственной отсталостью…………..10
1.3. Методы диагностики и коррекции лексической стороны речи детей с умственной отсталостью 17
1.4. Игра как средство развития речи детей с умственной отсталостью 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию лексической стороны речи детей с умственной отсталостью посредством дидактических игр 32
2.1 Изучение уровня сформированности лексической стороны речи детей с умственной отсталостью 32
2.2 Система коррекционной работы по активизации лексической стороны речи детей с умственной отсталостью с использованием игр 35
2.3 Анализ результатов коррекционной работы 42
Заключение 45
Литература 46
.Ролевая игра "Интервью" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 12.04.2017.
Режим доступа: https://azps.ru/training/roli/interview.html (12.04.2017).
Книги:
1.
2. Айзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 225 с.
3. Аксенова Л. И. Абилитационная педагогика: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. И. Аксенова. - М.: Юрайт, 2018. - 377 с.
4. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 256 с.
5. Асташина, И. В. Логопедические игры и упражнения для детей / И. В. Асташина. — М.: Дом, 2018 г
6. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 157 с.
7. Бизикова, О.А. Теория и методика развития речи дошкольников в таблицах, определениях и схемах [Текст, таблицы, схемы] / О.А. Бизикова, Н.С. Малетина. –Издательство Нижневартовского государственного университета. 2017. 93с.
8. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у школьника // Учитель. — 2019. — №3. — С. 14-15.
9. Власова Н.А., Рау Е.Ф. Методы работы по перевоспитанию речи у детей-заик дошкольного и преддошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1933.
10. Власова Н.А., Рау Е.Ф. Методы работы по перевоспитанию речи у детей-заик дошкольного и преддошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2018.
11. Воронкова В.В - Дифференцированный подход в обучении умственно отсталых детей младшего школьного возраста на примере усвоения русского языка [Текст]: монография / В. В. Воронкова ; М-во образования Московской обл.
12. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 с.
13. Глухов, В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В., 2017. - 256 c.
14. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие /Л.А.Ухина.- Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное»,2010.-76с
15. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.––М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с: ил
Моторные импульсы, необходимые для отчетливого произнесения тех или иных звуков, должны быть очень точными. Точность этих моторных импульсов может быть обеспечена сочетанием двоякого рода коррекции: коррекцией с помощью слуха и коррекцией со стороны мышечного чувства. У умственно отсталых детей несовершенны оба вида коррекции.
Правильное различие звуков на слух обычно способствует правильности произношения; правильность же собственного произношения, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков на слух. При патологии корковой деятельности и замедленном образовании межанализаторных связей возникает противоположная зависимость: недостаточность слуховых восприятий тормозит улучшения произношения, а нечеткость произношения препятствует улучшению качества слуховых восприятий.