Особенности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время выросло количество детей с расстройством аутистического спектра. Ранее эти дети считались необучаемыми, но сейчас их включают в образовательный процесс и они имеют свои пусть небольшие, но достижения. Имеется большая проблема с их адаптацией в социуме, и поэтому необходим индивидуальный подход к возможностям ребенка.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования ФГОС НОО указывает на важность формирования личностных характеристик выпускника. Развитие навыка сотрудничества со сверстниками и взрослыми в рамках образовательного процесса и не только, умение учитывать позицию собеседника, не создавать конфликтные ситуации и при необходимости выходить из них, слушать и общаться - является базовым на ступени начального образования [2].
Известно, что в основе адаптации ребенка находится коммуникация –
коммуникативные способности. Такие исследователи как О.С.Никольская, Е.Р.Баенская описывают то, что отсутствие у детей с расстройством аут
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 6
1.1. Особенности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста 6
1.2. Особенности коммуникативных навыков младших школьников с расстройством аутистического спектра 11
1.3. Методы психологической коррекции и развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра 15
Вывод по главе 1 20
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 21
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 21
2.2. Результаты исследования: обработка данных и описание результатов 23
2.3. Коррекционно-педагогическая работа по активизации коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра 35
Вывод по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Альвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. М.: Теревинф, 2008. 208 с.
Аналитическая справка о численности детей с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2020 году. -URL: https://autism-frc.ru/ckeditor assets/attachments/3646/ analiticheskaya spravka monitoring 2020 na blanke fits 09 03 21.pdf (дата обращения: 13.11.2022).
Артемова Е.Э., Ряженова М.А. Формирование навыков взаимодействия у младших школьников с расстройствами аутистического спектра // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 7. – С. 121-125;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38145 (дата обращения: 05.12.2022).
Бориснёв С.В. Социология коммуникации: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 270 с.
Васина А.С., Тишина Л.А. Развитие коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра средствами игровой терапии // Universum: Научное обозрение. 2017. № 1 (1). С. 313–317.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Текст. / Л.С. Выготский // Вопросы психологии, 1996. №6. - С, 62 - 76.
Гилберг, К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг, Т. Питерс. -СПб.: ИСПиП, 1998. - 312 с
Дячкина Е. С. Формирование коммуникативных способностей детей с расстройствами аутистического спектра методами психолого-педагогической коррекции / Е. С. Дячкина, А. Д. Холодная, Е. В. Моисеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 10. — С. 1–5.
Информационная кампания «Аутизм -это» фонда «Выход» в 2021 году. - URL: https://autism.help/news/informatsionnaya-kampaniya-autizm-eto-fonda-vyhod-v-2021 -godu (дата обращения: 01.12.2022).].
Классификация DSM-5 – «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го пер URL:https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.57657a17-638e52fc-61f43a04-74722d776562/https/www.medscape.com/viewarticle/803884_4 (дата обращения: 01.12.2022).
Козловская Н.В. Пс
В это время учитель становится мало интересен и теряет авторитет, у детей повышается интерес к окружающим его сверстникам и в дальнейшем постепенно этот интерес увеличивается. Помимо внешних изменений типа общения у школьников происходит, и внутренняя перестройка содержания и которая выражается в том, что у школьников меняются темы общения и их мотивы общения.
У младших школьников с РАС обозначаются нарушения всех видов общения и по этой причине коррекционно-развивающая работа специалистов весьма важна.
Должно обратить внимание, что обучение таких детей, которые имеют РАС возможно только если будут учтены все их особые образовательные потребности. И в следствии с этим важно создать для детей особые образовательные условия.
Психологическая коррекция трактуется как регулярная и целенаправленная работа педагога-психолога с обучающимися, эта работа направленна на помощь и поддержку детей, проведение комплекса индивидуально-направленных меропр