Особенности методики обучения грамматическим категориям иностранных языков в старших классах дагестанской средней школы
ВВЕДЕНИЕДагестан в силу особых условий (таких как многовековое компактное проживание разных этносов, культур, языков) является естественным полигоном для преподавания межкультурной коммуникации. При преподавании иностранных языков в поликультурной, в полиэтнической, многоязычной дагестанской аудитории особую актуальность приобретает толерантность - терпимое отношение к другим языкам, этносам, культурам, традициям, обычаям. Сегодняшняя социокультурная ситуация в Дагестане, как и в целом в России, характеризуется двумя противоположными тенденциями, представляющими собой одинаковую опасность. С одной стороны, это интенсивное проникновение элементов западной культуры, с другой - агрессивное неприятие любой формы межкультурного взаимодействия, замыкание в рамках собственных традиций. С одной стороны, налицо тенденция к глобализации и интеграции, с другой - рост национального самосознания.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ В ДАГЕСТАНСКОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Методика обучения грамматике английского языка 6
1.2 Методика объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка. 8
1.3 Типы упражнений на формирование грамматических навыков в Дагестанской школе 18
1.4 Методы формирование иноязычных грамматических навыков, обучающихся на старшем этапе обучения в СОШ 20
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКИ В ДАГЕСТАНСКИХ ШКОЛАХ 27
2.1 Различие в грамматике английского и аварского языков 27
2.2 Принципы обучения грамматической стороне иноязычной речи 35
2.3 Условно-речевые упражнения как средство формирования грамматических навыков. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАзимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языками). — М.: ИКАР, 2009. 448с.
Арефьева Г.И. Групповая форма работы на уроках английского языка. ИЯ-ИЯШ, 1988– №3
Афанасьева О.В., Михеева И. В. УМК English IX. М.: Просвещение, 2007. 239 с.
Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языка //ИЯШ — 2001. — №2 — с.61-64.
Блох М. Я. Теоретические основы грамматики: испр. — М.: Высш. шк., 2002
Витлин, Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе, 2000. - №5. - С. 5-7.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингвистика и методика. – М.: «Академия», 2004.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
Ижогина Т.И. В гостях у волшебника Грамматикея. // «Класс!». – №2, 1993. –С. 22-44.
Ильчев Л.Ф. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, - 1983.
Кауфман К.М. и др. Книга для учителя к учебному пособию по английскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008
Качимская А.Ю. Психодиагностика личности: возрастнопсихологический аспект: учебно-методическое пособие. Иркутск: ВСГАО, 2013. 109 с
Кузовлев В.П. English 7. – М.: Просвещение, 2002.
Куприянова, Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики //Иностранные языки в школе, 2001. — № 6. –125с.
Кушнир, А.А. Педагогика иностранного языка: учебник / А.А. Кушнир. — М.: Школьные технологии, 2000. — 191 с.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010. 108сМаллаева З.М. Глагол аварского языка. Махачкала. 2007г.
Маслыко Е.А., Бабинская П.К.,.Будько А.Ф, Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, Вышэйшая школа, 2003
Коммуникативная задача подразумевает намерение донести какую-то информацию. Этот навык должен быть гибким и устойчивым. Упражнения должны носить коммуникативный характер, они делятся на те, которые формируют грамматические навыки, и речевые, которые отвечают за развитие умений.
Рецептивный грамматический навык — это умение различать грамматические конструкции и соотносить их со значением.
Существуют различные методические подходы для формирования грамматических навыков у обучающихся.
Выделяют три подхода для обучения иностранному языку:
Эксплицитный подход при формировании грамматических навыков подразделяется на дедуктивный и индуктивный.
Дедуктивный метод подразумевает подход «от общего к частному». Обращаясь к этому методу, необходимо пройти три этапа. Первый этап — ознакомление, его следует реализовывать через ознакомление с правилом и примерами.