Особенности формирования внимания в онтогенезе
Введение
Внимание – это тот аспект всех когнитивных процессов сознания, который проявляется как предметно-направленная деятельность. В отличие от других познавательных процессов (например, восприятия, памяти, мышления), внимание не имеет собственного специфического содержания, но возникает как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику психических процессов [00].
Все познавательные процессы, будь то восприятие или мышление, направлены на какой-то объект, который в них отражается: мы что-то воспринимаем, о чем-то думаем, что-то представляем, воображаем. Однако не восприятие как таковое воспринимает, не мысль как таковая мыслит, а человек воспринимает и мыслит. Поэтому в каждом из перечисленных процессов всегда присутствует некое отношение индивида к миру, субъекта к объекту, сознания к объекту. Это отношение находит свое выражение во внимании.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы характеристики внимания 5
1.1. Виды внимания, основные свойства и функции 5
1.2. Условия развития внимания младших школьников 7
1.3. Особенности развития внимания 14
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития внимания в онтогенезе. 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Результаты и выводы эмпирического исследования 25
Заключение 31
Список литературы 33
Список литературы
Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память. — М.: Юрайт. 2019. 262 с.
Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 132 с.
Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016. - 306 c.
Купцова О.В. Внимание как особый психический процесс // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 20. - С. 83 - 85.
Бегиева Белла Муратовна, & Кабжихов Астемир Артурович (2020). Психологические особенности внимания младших школьников. Вопросы науки и образования, (26 (110)), 36-39.
Кофанова Т.И. (2018). Связь внимания и памяти младших школьников. Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института, (3), 49-53.
Старых Алена Ивановна (2018). Психологические особенности внимания младших школьников. Вопросы науки и образования, (16 (28)), 66-68.
Григорьева И.К. (2016). Особенности развития внимания младших школьников. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, (3-7), 22-23.
Оконешникова Алина Васильевна, & Чапогир Лидия Степановна (2016). Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания. European research, (1 (12)), 108-111.
Тухужева Ляна Анзоровна (2021). Развитие внимания младшего школьника в процессе обучения. Вопросы науки и образования, (7 (132)), 59-61.
Ансимова Нина Петровна, & Смирнова Анастасия Викторовна (2020). Развитие внимания и памяти младших школьников на уроках. Ярославский педагогический вестник, (6 (117)), 127-138.
Старых Алена Ивановна (2018). Психологические особенности внимания младших школьников. Вопросы науки и образования, (16 (28)), 66-68.
Особенно в младших классах живое, веселое и эмоциональное изложение содержательного, интересного и знакомого материала является важной формой управления непроизвольным вниманием, которое является условием внимания учащихся на уроке.
Хорошо известно, что произвольное внимание связано с направленностью человека. Поэтому важным в его развитии является формирование интереса, воспитание воли и приобщение к систематической и дисциплинированной работе. Некоторые советские психологи понимают внимание как идеальное, редуцированное и автоматизированное управляющее действие. Это ставит под сомнение возможность и необходимость его целенаправленного формирования. Считается, что так называемая невнимательность школьников связана с незавершенностью формирования функций психического контроля в условиях их естественного формирования. Как и свернутое автоматическое умственное действие, управляющее действие должно формироваться поэтапно.