Конфликтные ситуации в педагогической деятельности и пути их преодоления
Введение
Данная исследовательская работа направлена на изучение конфликтных ситуаций в педагогической деятельности.
Сегодня по всему миру наблюдается нарастание агрессивной атмосферы, ожесточенности. Это касается не только межнациональных отношений, но и отношений между отдельными людьми. Поэтому сейчас очень важно воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим, учить внимательно относиться к ближним.
Современная мировая проблема не обошла стороной и школьную жизнь. В нынешних публикациях часто поднимается вопрос конфликтов в школе. Источником их, как правило, являются падение интереса педагога к личности ребенка, нежелание понять его внутренний мир.
Возникновение проблемных и конфликтных ситуаций обусловлено и падением престижа педагогической профессии в обществе, авторитарностью в школьном управлении, возросшей напряженностью в межличностных отношениях в школьном социуме.
Не так редко конфликты сопровождаются насилием.
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. Конфликтные ситуации в педагогической деятельности 5
1.1 Понятие о конфликте и конфликтной ситуации 5
1.2 Типы конфликтных ситуаций 8
1.3 Причины возникновения педагогических конфликтов 13
ГЛАВА 2. Урегулирование и разрешение педагогических конфликтов.17 2.1 Способы и методы разрешения конфликта 17
2.2 Общие рекомендации педагогам по разрешению конфликтных ситуаций 21
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Список используемой литературы
Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – 4-е изд. исп. и доп. М.: Эксмо, 2009. – 512с.
Бабосов Е.М. Конфликтология: учеб. пособие для студентов. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 487 с.
Базелюк В.В. Технологические основы разрешения педагогических конфликтов // Наука и школа. – 2005.– N5. –8–11 с.
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: Учеб. пособие / Н.В. Басова.– Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 412 с.
Белинская А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов: учеб. пособие. - М.: Прометей, 2000. - 212 с.
Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2009.
- 246 с.
Вершинин М.С. Конфликтология: Конспект лекций. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.- 64 сВолков Б.С. Конфликтология: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.– М.: Трикста, 2005. – 375 с.
Ворожейкин И.Е. Конфликтология / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. - М.: Инфра - М, 2000. - 224 с.
Гришина В.Н. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – 464с.
Дмитриев А.В, Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов.
- М.: ЮНИТИ, 2010. - 256 с.
Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Дмитриев.– М.: Гардарики, 2000. – 318 с.
Казанская В.Г. Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.
Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб пособие для вузов / Г.И. Козырев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 174 с.
Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Педагогическая конфликтология. Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2013, - 229 с.
Леонов Н. И. Конфликтология - М: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. - 232 с.
Ратникова В.П. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 511с.
Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Инфо, 2007. - 183 с.
Они чувствительнее к изменению отношения со стороны коллег, сильнее реагируют на ошибки окружающих. Опытным путем доказано, что конфликты между женщинами чаще всего имеют личностный характер, в то время как мужчины часто конфликтуют из - за разногласий, которые возникают в процессе совместной деятельности.
В-третьих, современный уклад жизни населения, социально - экономическая ситуация во многом определяют характер конфликтов во взаимоотношениях учителей. Необходимо отметить, что этот фактор оказывает влияние и на специфику конфликтов у школьников. Но, учителя сильнее подвергаются социально - экономическому давлению окружающейсреды, нежели ученики, которые большей частью защищены от трудностей
опекой родителей. Учителя в связи с нестабильной обстановкой, постоянные, порой необоснованные реформы, ряд трудно разрешимых проблем могут вызвать длительный и устойчивый стресс.