Права человека в конфессиональном измерении (на примере социальных программ ведущих религиозных объединений России)
Введение
Актуальность темы. Религиозные учения сыграли заметную роль в становлении концепции прав человека, однако в настоящее время они не оказывают на неё серьёзного влияния. В последние десятилетия основные религии уделяют большое внимание разработке собственных концепций (доктрин) прав человека, которые сопоставляются с современными либеральными теориями. Такие религиозные учения различаются между собой по некоторым важным аспектам. Исходные начала буддизма не отвергают демократическое либеральное понимание прав человека, а православие и ислам делают акцент на противопоставлении своих позиций такому понимаю. Вопрос о возможности учёта современной юридической теорией прав человека религиозных взглядов остаётся открытым.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правами человека в конфессиональном измерении, существующие в российском обществе отношения в области взаимодействия государства и его институтов с религиозными объединениями, а также их правовое р
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Социально-политические доктрины религиозных конфессий России. 5
1.1 Основные доктрины религиозных конфессий России 5
1.2 Религиозная ситуация в современной России: изменения, тенденции, противоречия 21
Глава 2. Концепции прав человека в конфессиональном измерении 31
2.1 Секулярная концепция прав человека 31
2.2 Религиозная концепция прав человека 38
Глава 3. Права человека первого поколения в конфессиональном измерении современной России через призму основных доктрин религиозных конфессий 48
3.1 Право на свободу совести 48
3.2 Право на свободу вероисповедания 55
3.3 Право на достоинство 60
3.4 Право на свободу слова в контексте религиозных ограничений 62
3.5. Права человека в конфессиональном измерении, в том числе право на жизнь: проблемные аспекты, связанные с репродукцией 68
Заключение 75
Список используемой литературы 79
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты
1. О свободе совести и о религиозных объединениях: федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ//Росс. Газ. N 190. 01.10.97.
2. Зуев, Ю.П. Социальные концепции религиозных объединений России: первый опыт самоопределения. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.04.2023).
3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2008. 176с.
4. Религиозные представления. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.levada.ru/2022/05/16 (дата обращения: 15.04.2023).
5. Ролдугина, О.Ю. Лекция. Традиционные религии и конфессии России и их роль в истории и жизни страны [Электронный ресурс] .Режим доступа: https://www.rsuh.ru/ (дата обращения: 15.04.2023).
6. Кирилл, архиепископ Смоленский и Калининградский. Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки // Журнал Московской Патриархии. 1990. №2. С. 32.
7. О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время: Определение АрхиерейскогоСобора Русской Православной Церкви 1994 года. URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/530460.html. (дата обращ. 10.05.2023).
8. Кузнецов В.А. Разработка и принятие «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» как новый этап развития государственно-конфессиональных отношений//Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. №1 (42). С. 83-88.
9. Кирилл, митрополит. Церковь и общество в свете Основ социальной концепции Русской Православной Церкви (выступление председателя ОВЦС МП в государственной Думе Российской Федерации по Основам социальной концепции РПЦ) // Церковь и время. 2002. №2 (190). С. 6.
10. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2008. С. 41.
11. О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности: Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2010 года. №327-ФЗ// Росс. Газ.N 274. 03.12.2010.
12. О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан: Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2013 года//Росс. Газ.от 2.7.2013 г.
13. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (от 2 февраля 2013 года). Эл. ресурс. URL: http://www.patriarchia.ru. (дата обращ. 23.04.23).
14. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. М., 26 июня 2008 г.
15. Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви// Священный Синод. № 12. 27 марта 2007 г.
16. Всеобщая декларация прав человека: Декларация принята 10.12.1948// Росс.газ. N 235. 10.12.1998.
17. Зуев, Ю.П. Социальные концепции религиозных объединений России: первый опыт самоопределения
Без нее невозможно было понять другие аспекты общества: политику, управление, закон, культуру, науку и образование. Неверие в сверхъестественное было немыслимым.
Как известно, церковь устанавливает запрет на определенные виды деятельности, запрещает аморальные поступки, к которым можно отнести половую распущенность или извращения, распространения образов насилия. Считается недопустимым отнесения безнравственных и антигуманных действий, к норме. Подобные действия всегда должны пресекаться.
Церковь – это один социальный институт, а политическая арена – совсем другая сфера.
В России есть сильное правозащитное движение. Большинство общественных организаций занимается защитой свободы вероисповедания. Одна из самых известных организаций - Евразийское отделение Международной ассоциации за свободу вероисповедания (МАРС), Российская Хельсинкская группа, общественная организация «Мемориал».
В религиозной ситуации одна из самых благ