Формирование мотивации к урокам физической культуры у обучающихся старшего школьного возраста
Введение
Актуальность. Одной из самых важных проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Массовые школы организуют свою деятельность в основном по традиционной системе обучения, но по-прежнему остро стоит вопрос: как формировать мотивацию к учению.
Мотивация представляет собой непростую проблему. Она заслуживает особого внимания, потому как ее изучение напрямую связанно с поиском источников деятельности человека, тех побудительных сил, благодаря которым осуществляется любая деятельность, определяется направленность поведения человека [17].
Основой любой деятельности является мотивация, потому как именно от нее зависят заинтересованность человека в деятельности, его активность, целенаправленность, нацеленность на удовлетворение своих запросов и потребностей, определение жизненной ориентации. Под мотивацией обычно понимается процесс побуждения к деятельности себя и других для достижения поставленной цели.
Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н.
Содержание
Введение 4
Глава 1 Обзор научных и методических источников по исследуемой проблеме 9
1.1 Понятие «мотивация» в современной педагогике и психологии 9
1.2 Возрастные особенности мотивации школьников старшего возраста 14
Глава 2 Методы и организация исследования 20
2.1 Методы исследования 20
2.1.1 Анализ обобщение данных научно-методической литературы 20
2.1.2 Педагогическое наблюдение 20
2.1.3 Анкетирование 21
2.1.4 Педагогический эксперимент 21
2.1.4 Методы математической статистики 21
2.2 Организация исследования 22
Глава 3 Результаты исследования 24
3.1 Результаты исследования 24
Заключение 30
Выводы 32
Список литературы 33
Приложения 38
Список литературы
Абрамова, Г.С. Возрастная психология : Учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - Москва : Акад. Проект ; Екатеринбург : Деловая кн. , 2000. – 621 с.
Алексеев, А. В. Преодолей себя! / А.В. Алексеев.-Ростов /н Д : Феникс. - 2006. – 352 с.
Алексеев, А. В. Преодолеть себя / А. В. Алексеев. -М. : Физкультура и спорт. -2003. – 180 с.
Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка // Физическая культура.-1996.-№1.-С. 23-25.
Безверхняя, Г. В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом / Г.В. Безверхняя. - М. : Логос, 2004.- 160 с.
Бородин, Ю. А. Проблемы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у девушек старших классов / Ю.А. Бородин // Теория и практика физической культуры. - 2012.- № 7.- С. 79.
Волков, К.Н. Психологи о педагогических проблемах : Кн. для учителя / К. Н. Волков; Под ред. А. А. Бодалева. - Москва : Просвещение, 1981. - 128 с.
Гальперин, П. Я. Введение в психологию : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / П. Я. Гальперин. - 5-е изд. - Москва : Университет : Моск. психол. -соц. ин -т, 2005 (Киров : ОАО Дом печати - Вятка ). - 327 с.
Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности "Физ. культура и спорт " / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - 2-е изд. , дораб. - Москва : Academia, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 223 с.
Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта [Текст ] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 032100 - Физическая культура / Г. Д. Горбунов. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Изд -во Советский спорт, 2014. - 326 с.
Дуркин, П. К. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студенто
Они принимают позицию самых старших учеников в школе; сталкиваются с новыми формами обучения (конференции, семинары и др.), в связи с этим усложняется их учебная деятельность. Объективно они становятся взрослыми (в 14 лет получают паспорт, в 18- становятся совершеннолетними гражданами, наделенными гражданских правами ). Также приближается завершение среднего образования, что обуславливается необходимостью выбора профессии.
Исследования интересов учеников старшего школьного возраста свидетельствуют о большой избирательности познавательных мотивов, причем данная избирательность обусловлена не только бескорыстным интересом к определенному учебному предмету, как у подростков, но и выбором, что иногда приводит к снижению интереса к другим учебным предметам.
Совершенствуется учебно -познавательный мотив, возрастает интерес к способам добывания знаний. Старшеклассников интересует участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов на уроке.
Уч