Принципы духовной жизни в творчестве святителя Феофана Затворника
ВВЕДЕНИЕ
В начале ХХI наблюдается процесс развития отечественной богословской мысли. Формируются ее магистральные направления, открываются новые проблемы и вызовы, разрешения которых подразумевает обращение к предшествующей богословской традиции. В контексте этого большую роль играет наследие одной из наиболее ключевых фигур русской мысли- свт. Феофана Затворника, внесших весомый вклад в развитии христианского учения о духовной жизни человека.
Актуальность исследования:
Обращенность к анализу учения о принципах духовной жизни в творчестве свт. Феофана Затворника вызвана интересом к антропологической проблематике, которая в ХХ столетии стала наиболее актуальной проблемой богословия и философии. Данный аспект учения играет важную духовную, этическую, антропологическую и сотериологическую роль в истории отечественной богословской традиции. Не смотря на актуальность поднятой свт. Феофаном проблемы для современного человека, он проявляет твердую приверженность к Священному преданию
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА I. АТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОБЛЕМЫ ПРИНЦИПОВ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА……………………..8
1.1. Понятия о «телесной», «душевной» и «духовной» жизни и их проявлениях..8
1.2.Духовная сторона как основа полноценной жизни и развития личности….16
1.3. Духовные последствия грехопадения. «Духовная ревность» как необходимое условие спасения человека…………………20
ГЛАВА II. АСКЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА………………………………………………………………25
2.1.Молитва как выражение непрестанного памятования о Боге………………………….……………………………………………………25
2.2. Богомыслие…………………………………………………...……………..32
2.3. Борьба со страстями………………………………………………………...36
ГЛАВА III. ЭКЛЕСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА………………………………………………..43
3.1. Церковная жизнь как необходимое условие духовной жизни
человека…………………………………43
3.2. Обрядовая сторона церковной жизни и ее значение для духовной жизни христианина……………………………………………………………………...47
3.3. Значение церковных таинств…………………..…………………………...50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…55
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………...…...57
БИБЛИОГРАФИЯ
Источники:
Феофан Затворник, свт. Внутренняя жизнь // Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. — М.: Правило веры, 2007. - с. 172-181.
Феофан Затворник, свт. Значение смерти в домостроительстве Божием. // Домашняя беседа. -М., 1877. Вып. 41.-е. 1126-1128.
Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни. -М.: Отчий дом, 2014.-314 с.
Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. — М.: Правило веры, 2010. - 405 с.
Феофан Затворник, свт. Наши отношения к храмам. -М.: Сибирская Благозвонница, 2014. - 139 с.
Феофан Затворник, свт. О православии с предостережениями от погрешений против него. -М.: Церковно-историческое общество, 2017. - 435 с.
Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. -М.: Благовест, 2012. — 385 с.
Феофан Затворник, свт. Письма к будущему старцу Феодосию Карульскому Святогорцу // Русский Паломник. -М., 2001. № 24. - с. 102- 104.
Феофан Затворник, свт. Письма о духовной жизни. -М.: Правило веры, 2020. - 224 с.
Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь: слова и проповеди. -М.: Правило веры, 2007. - 268 с.
Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. — Клин: Христианская жизнь, 2003.- 153 с.
Феофан Затворник, свт. Слова к Тамбовской пастве в 1859-1860 гг. - СПб., 1861.-226 с.
Феофан Затворник, свт. Слово о любви // Домашняя беседа. -М., 1973. Вып. 32. - 145 с.
Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. Краткие поучения: с приложением Жития святителя Феофана и Службы ему. -М.: Правило веры, 2007. - 639 с.
Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроится? -М.: Отчий дом, 2009. - 257 с.
Использованная литература:
Абрамов А.В. Особенности нравственного учения святителя Феофана Затворника и его значение для современной этики // Феофановские чтения. -Рязань: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, 2017. - с. 289-295.
Абрамов А.В. Религиозно-
ув его как душу, так и тело. С другой стороны, грехопадение негативно отразилось на внешней стороне жизни людей. Итогом этого непослушания стало изгнание прародителей Творцом их райской обители и веление о «возделывании» ими
17106901841500
59 Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. -M.: Правило веры, 2010. С. 567.
60 Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроится? -М.: Отчий дом, 2009. С. 77.
61 Феофан Затворник, свт. Письма о духовной жизни. -М.: Правило веры, 2020. С. 73-74.
62 Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроится? -М.: Отчий дом. 2009. С. 74.
земли (Быт. 3:22-24). Особо трагичный отпечаток грехопадение оставило на духовной жизни человека. Каждый человек происходит от Адама, совершившего акт грехопадения и отступившего, тем самым, от любви Божией. Соответственно все люди рождаются в этот мир уже с унаследованном повреждением духовно-телесного естества.
В контексте этой проблемы свт. Фе