Исследование законодательного процесса в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдаются стремительные процессы юридизации, результатом которых становится принятие значительного числа нормативных правовых актов, затрагивающих как прежде существующие, так и новые сферы общественных отношений. Особая роль в таком случае принадлежит именно законам, которые имеют большую юридическую силу в сравнении с иными нормативными правовыми актами и принимаются высшим законодательным и представительным органов страны.
Учитывая, что принятие закона представляет собой процесс, в котором участвуют практически все высшие органы государства, думается, что от того, насколько качественно он будет протекать, зависит эффективность итогового решения – закона.
Разработка проектов законов является крайне непростым делом. Для того, чтобы подготовить законопроект, требуется глубокое знание регулируемых общественных отношений, а также владение законодательной техникой. Законодательный процесс представляет с
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ СТАДИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1.Понятие и принципы законодательного процесса 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование законодательного процесса 9
1.3. Классификация стадий законодательного процесса 10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 15
2.1. Законодательная инициатива: понятие и особенности реализации 15
2.2. Рассмотрение и принятие закона палатами Федерального Собрания Российской Федерации 17
2.3. Реализация Президентом Российской Федерации права вето 20
2.4. Подписание и обнародование законов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованных источников и литературы 28
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
3. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 45. Ст. 7061.
4. Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. № 10. 1998. Ст. 1146.
5. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 28.02.2023) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Российская газета. № 37. 1998.
7. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 23.12.2022) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 635.
Литература
8. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2-х т. Т. 1. / С.А. Авакьян. - 5-e изд., перераб. и доп. - Москва: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 864 с.
9. Антонов М.В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / М.В. Антонов. – М.: Юрайт, 2019. – 497 с.
10. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации: новая редакция (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2020. 256 с.
11. Васильев В.Г. Правовое регулирование взаимоотношений Президента РФ с Федеральным Собранием / В.Г. Васильев. // Современное право. – 2020. – № 12. – С. 37 - 43.
12. Дерхо Д.С. Порядок принятия и изменения федерального закона / Д.С. Дерхо // СПС «КонсультантПлюс
Принятие закона происходит большинством голосов от общего числа депутатов палаты, а решение об одобрении федерального конституционного закона – большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Следующей, после стадии принятия закона, является стадия одобрения принятого закона ?верхней? палаты парламента – Советом Федерации. После принятия закона Государственная Дума в течение пяти дней передает его на рассмотрение Совета Федерации.
Решение об одобрении или отклонении федерального закона принимается простым большинством в течение 14 дней. Закон будет считаться также одобренным, если Совет Федерации в течение 14 дней не рассмотрел его. Однако при этом Конституция РФ предусматривает случаи, когда федеральный закон должен быть обязательно рассмотрен Советом Федерации: по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежно