Факторы, влияющие на воображение и творчество
ВВЕДЕНИЕ
Компании рассматривают креативность и творчество сотрудников как возможный источник преимущества над конкурентами. Сотрудники, обладающие высоким уровнем воображения и творчества способны предлагать новые идеи, оптимизировать бизнес-процессы и повышать эффективность работы всей команды. При этом наблюдается экономическая направленность последних десятилетий на увеличение творческих профессий и соответственно обучающихся им и уже занятых в соответствующих этому направлению сферах людей.
Профессиональную деятельность можно охарактеризовать как сферу проявления личностных особенностей, также профессиональная деятельность зачастую создает вокруг индивида социальную среду, которая влияет на их проявления и служит условием для их раскрытия.
В связи с написанным ранее, изучение факторов, влияющих на воображение и творчество у сотрудников внутри коллектива, является актуальной темой для исследования. Развитие данной темы позволит компаниям находить новые ресурсы для стимули
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА……...5
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ВООБРАЖЕНИЯ, ТВОРЧЕСТВА И КРЕАТИВНОСТИ……………………………………………………….......5
1.2 ВИДЫ И СПЕЦИФИКИ ТВОРЧЕСТВА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………......................9
1.3 ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА….....12
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО У СОТРУДНИКОВ……………………………………………………………...…16
2.1 ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА……………………16
2.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА…………………………………………………………….…17
2.3 МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА………….…18
3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО У СОТРУДНИКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ В УСЛОВИЯХ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Библиографический список
1. Месяц, В.А. Творческий потенциал сотрудников и учет его особенностей в управлении персоналом предприятий и организаций // ИзвестияСанкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2012. – № 2 (74). – С. 111-114
2. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 119 с.
3. Выготский, Л.С. (2003) Психология развития ребенка, с. 260
4. Яголковский, С.Р. Психология Креативности и инноваций. —Издательский дом ГУ ВШЭ.: Москва, 2006
5. Ильин, Е. П.. Психология творчества, креативности, одаренности.: Питер; СПб.; 2009
6. Аверина И. С., Щебланова Е. И.. Вербальный тест творческого мышления. Пособие для школьных психологов. – Москва: Когито-Центр, 2022. – 63 с.
7. Маклаков, А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
8. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. СПб., 2008
9. Творчество: теория, диагностика, технология: Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / Под ред. Т. А. Барышевой. СПб., 2008.
10. Шкала «Креативность» методики «Самоактуализационный тест» А.Маслоу (Маслоу, 2016; Алешина и др., 1984)
11. Николаенко Н.Н. Психология творчества, Серия: «Современный учебник». СПб.: Речь. — 288 с.
12. ИринаВ.Р.,Новиков А.А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. Издательство: Наука,1978. 192 с.
13. Выготский Л. С. Воображение и творчество
Упоминаемый же часто в ряд с понятиями воображения и творчества термин креативности в данной работе будет рассматриваться как способность создавать новое, а творчество как процесс, деятельность создания нового посредством использования в том числе креативности как способности.
Джой Пол Гилфорд рассматривал креативное, творческое мышление как синоним дивергентного мышления и как противоположность конвергентному мышлению.
Конвергентное мышление в своих работах он определял как нетворческий мыслительный процесс, направленный на то, чтобы дать “правильный” ответ на четко определенную проблему. Дивергентное мышление обычно возникает в нечетко определенном проблемном пространстве, где не дается конкретного описания проблемной ситуации, а критерии результата являются неполными или отсутствуют. Подобное мышление возникает