Критическое мышление и его развитие
Введение
В настоящее время от человека все чаще требуется умение понимать логические и причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями, быстро анализировать суждения окружающих и оценивать их, грамотно конструировать собственные аргументы и доносить их до окружающих. Все выше сказанное необходимо для принятия важных решений, ведь решения, которые мы принимаем как частные лица и как члены общества, касаются ли эти решения экономики, сохранения природных ресурсов, или разработки ядерных вооружений, отразятся на будущих поколениях народов всего земного шара. Кроме того, нам приходится принимать решения по целому ряду важных вопросов, имеющих локальный или частный характер. Для этого каждому человеку требуется критическое мышление.
Человек с развитым критическим мышлением обладает целым набором навыков – это наблюдательность и умение обосновать свою точку зрения, сосредоточенность на изучении информации и способность применять аналитические навыки в самых разных ситуациях.
Содержание
Введение 3
1. Проблема критического мышления и его развития в психологической литературе 5
1.1 Общая характеристика критического мышления 5
1.2 Особенности развития критического мышления 8
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Изучение ровней развития критического мышления 16
2.1 Уровни развития критического мышления 16
2.2 Эмпирическое исследование уровней развития критического мышления 20
Выводы по главе 2 25
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Список использованных источников и литературы
1. Байрамов А.С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста. – М.: Феникс, 2020.
2. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление – ключ к преобразованиям Российской школы. – М.: Юнити, 2018.
3. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация//Критическое мышление, логика, аргументация. – М.: Вентана-Граф, 2019.
4. Галактионовой Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. – М.: Юнити, 2019.
5. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – М.: Феникс, 2021.
6. Евдокимов В. И. Практикум по развитию критического мышления: учебник для студентов / В. И. Евдокимов [и др.]. Харьков: Изд-во ХПГУ, 2002. 182 с.,
7. Ерохин М. Н. Применение «открытых» задач для развития креативного мышления студентов / М. Н. Ерохин, Ю. А. Судник, Л. И. Назарова // Вестник Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина. 2012. № 4–2. С,
8. Еферова А. Р. Педагогические условия формирования критического мышления студентов в образовательном процессе технического вуза: диссертация … кандидата педагогических наук / А. Р. Еферова. Астрахань, 2010. 211 с.
9. Загашев И. О. Критическое мышление: технологии развития / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. Санкт-Петербург: Альянс: Дельта, 2003. 192 с.,
10. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020.
11. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – М.: Юнити, 2020.
12. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2021.
13. Заир-Бек С. И. Стратегии рефлексивного обучения студентов в педагогических вузах / С. И. Заир-Бек // Педагогика в вузе как учебный предмет: сборник научных трудов. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. С. 106–116.,
14. Заир-Бек С.И. Развитие критического
Для того, чтобы человек мог думать критически, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли - признак уверенности.
2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока человек не обладает разнообразной информацией.
3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом.
4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
5. Осознание. Важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживат