Специфика самоотношения подростков, воспитывающихся в условиях девиантного материнства
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Подростковый возраст выступает важной категорией в процессе формирования личности. Помимо рефлексии, как одного из наиважнейших новообразований подросткового возраста, в данный период наиболее активно протекает процесс становления самосознания, структурным компонентом которого является самоотношение. Л. С. Выготский отмечал, что рефлексия не ограничивается только внутренними изменениями личности, в связи с развитием самосознания подросток научается понимать других людей, как следствие, формируется представление не только о других, но и, в первую очередь, о самом себе [15]. Исследуя вопрос самосознания, В. В. Столин полагал, что сущность человеческого индивида заключается в его социальных взаимоотношениях, в результате которых тот становится субъектом отношений другого человека и, прежде всего, этим человеком выступает родитель. Развитие самосознания ребенка осуществляется благодаря идентификации себя со взрослым, благодаря которой у него форм
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ………………
1.1. Социально-психологическая характеристика подросткового возраста…………………………………………………………………………….9
1.2. Подходы к изучению феноменологии самоотношения в отечественной и зарубежной литературе………………………………………17
1.3. Структура и особенности развития самосознания в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...24
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ МАТЕРИНСТВО КАК ДЕТЕРМИНАНТА САМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………….31
2.1. Социально-психологические дескрипторы девиантного материнства………………………………………………………………………31
2.2. Причины возникновения и типология девиантного материнства………………………………………………………………………36
2.3. Влияние девиантного материнства на формирование самоотношения подростка………………………………………………………40
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕВИАНТНОГО МАТЕРИНСТВА…………………………….46
3.1. Организация и методы эмпирического исследования……………..46
3.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования специфики самоотношения подростков, воспитывающихся в условиях девиантного материнства………………………………………………………..49
3.3 Психолого-педагогические рекомендации по формированию позитивного самоотношения подростков, воспитывающихся в условиях девиантного материнства……………………………………………………….54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авдеева Н. Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери // Психологическая наука и образование. 2006. Т. 11. № 2. С. 82-92. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2006_n2/Avdeeva?ysclid=lfz3zi41a5300074404 (дата обращения 22.11.2022).
2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Особенности психического развития ребенка первые годы жизни // Мозг и поведение младенца. М.,1993
3. Арсеньев А. С. Подросток глазами философа философский очерк // Развитие личности. 2013. №2. С. 110-184
4. Арчакова Т. О. Раннее материнство: психологическая проблема или социальный конструкт? // Психологическая наука и образование. 2012. Т. 4. № 1. С. 1-14. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50268.shtml (дата обращения: 22.11.2022).
5. Белобрыкина О.А. Развитие самосознания в детском возрасте: монография. Новосибирск: НГПУ, 2003. 215 с. URL: https://repo.nspu.ru/handle/nspu/634 (дата обращения: 23.02.2023).
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М., 1986.
7. Бодалёв А. А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер, 2008. 398 с.
9. Брутман В. И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери / В. И. Брутман, А. Я. Варга, И. Ю. Хамитова // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21, № 2. С. 79–87. URL: https://psyjournal.ru/articles/vliyanie-semeynyh-faktorov-na-formirovanie-deviantnogo-povedeniya-materi (дата обращения: 23.02.2023).
10. Брутман В. И., Панкратова М. Г., Еникопов С. И. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей. // Вопросы психологии. – 1994. – №5. С. 31–36.
11. Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 38-47. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1997/976/976038.htm (дата обращения: 23.02.2023)
12. Бурменская Г.В., Борисова И. А., Пупырева Е. В. Привязанность ребенка к матери и особенности его самооценки // Психологические проблемы современной российской семьи: материалы Всерос. науч. конференции (Москва, 14-16 октября 2003 г.). Ч. 1. М., 2003.
13. Васильева Е. Н., Суворова
В этот период меняется важность и значимость осознаваемых компонентов образа себя. Внутренняя последовательность, цельность и стабильность образа «Я» увеличиваются. Однако, по словам И.С. Кона, в подростковом возрасте, когда индивид особенно ощущает противоречия и неустроенность своего «Я», вызванные как неопределенностью своих притязаний, так и сложностями перехода от внешней оценки к самооценке, процессы интеграции отстают от процессов дифференциации [2].
Согласно Л. И. Божович, подростковый кризис связан с появлением нового уровня самосознания, который отличается стремлением подростка познать и понять себя как уникальную личность, обладающую уникальными качествами. Недостаток удовлетворения этих потребностей является основой подросткового кризиса. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте становится ведущей и имеет важное значение для формирования основных психологических характеристик этого периода. Она способствует развитию теоретическог