Экологические проблемы охраны земель в сфере трубопроводного транспорта
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы благополучие многих стран, в том числе и нашей, в значительной степени зависит от надежного функционирования топливно-энергетического комплекса. В 2016 г. Россия занимала 7-8 место по добыче нефти и газового конденсата [2]. В связи с этим широко распространена подготовка специалистов в области строительства и охраны объектов топливно-энергетического комплекса и природных ресурсов. Несмотря на рост и расширение этой сферы деятельности, необходимо найти баланс между правом человека на высокое качество окружающей среды и в то же время на достойный уровень экономической безопасности.
Алгоритм работы выстраивается следующим образом: после добычи углеводородного сырья, следующий этап транспортировка до пунктов переработки, а затем до потребления. Транспортировка осуществляться несколькими видами: морским и речным путем при помощи специальных оборудованных танкеров, железной дорогой в цистернах, автотранспортом и магистральным трубопроводам – данный вид зафиксирован, как самый дешевый и надежный вид транспорта, и ему уделяется особое внимание по соблюдению требований земельного законодательства РФ при осуществлении работ по строительству, обслуживанию, реконструкции трубопроводов на землях включая сельскохозяйственное назначение. В связи с этим особое внимание уделяется охране плодородного слоя почвы от порчи при ремонтных работах или строительстве [12].
Развитие топливно-энергетического комплекса тесно связано с освоением природных ресурсов на территории Российской Федерации, что сильно сказывается на окружающую среду, отсюда и следует цель работы:
Цель: основная цель диссертационного исследования состоит в обосновании структуры основных элементов эффективной системы организационно технического обеспечения мероприятий по совершенствованию охраны земель при строительстве и эксплуатации трубопроводов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 8
1.1 РАЗГЕРМЕТИЗАЦИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА 10
1.2 НЕЗАКОННОЕ ВРЕЗАНИЕ 12
1.3 РЕКОНСТРУКЦИЯ НЕФТЕПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев В. А., Алексеев С. В., Насрыев Р. И., Ахметов Р. Р. Моделирование процесса разлива жидкости при разгерметизации трубопр // Вестник Казанского технологического университета. 2011. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-razliva-zhidkosti-pri-razgermetizatsii-trubopr (дата обращения: 06.01.2022).
2. Богомолова Евгения Юрьевна, Грицких Наталья Андреевна, Козыдло Маргарита Владимировна Несанкционированные врезки в трубопроводные системы как фактор аварийности и экологического ущерба // АНИ: экономика и управление. 2019. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nesanktsionirovannye-vrezki-v-truboprovodnye-sistemy-kak-faktor-avariynosti-i-ekologicheskogo-uscherba (дата обращения: 06.01.2022).
3. Воробьев, Ю. Л. Системные аварии и катастрофы в техносфере России / Ю. Л. Воробьев, В. А. Акимов, Ю. И. Соколов. – Москва : Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, 2012. – 308 с. – ISBN 978-5-93970-075-7.
4. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году». -М.:Минприроды Россия; НИА-Природа – 2017.[Электронный ресурс]
5. ГОСТ 17.4.3.02-85. Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ [Текст].– М. : Стандартинформ, 2008. – 3 с.
6. Голомышкин, В. В. Правовые аспекты выявления криминальных врезок в нефтепроводы / В. В. Голомышкин // Научно-практические исследования. – 2020. – № 12-3(35). – С. 14-16.
7. Гумеров А. К ,Р. М. Каримов, Р. М. Аскаров, Х. Ш. Шамилов «Определение и прогнозирование напряженно-деформированного состояния трубопровода с учетом грунтовых изменений в процессе эксплуатации» // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. – 2020. – Т. 10. – № 4. – С. 372-378.
8. Исакова А. В. «Правовые требования охраны окружающей среды при проектировании объектов магистрального трубопроводного транспорта»; МГЮА имение О.Е Кутафина, журнал «Проблемы экономики и юридической практики» - 2018 [Электронный ресурс
9. Камалеева, А. Ф. Оценка эффективности реконструкций нефтепроводов / А. Ф. Камалеева, Л. В. Петрова, Л. З. Зайнагалина // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 4. – № 8. – С. 65-67.
10. Кустышева, И. Н. Земельные отношения при капитальном ремонте скважин. [Текст] / И. Н. Кустышева, Е. Г. Казаков, В. Б. Обиднов // Современные технологии дляТЭК Западной Сибири : сб. науч. тр. ИНиГТюмГНГУ и материалов Межрегиональной научно-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых нефтегазового направления, посвящ. 50-летию ТюмГНГУ. – Тюмень : Изд-во ТюмГНГУ, 2007. – 294 с. – 1 т
11. Кустышева, И. Н. Разработка технологических решений по охране и защите земель нефтегазового комплекса в условиях многолетней мерзлоты [Текст] / И. Н. Кустышева // Вестник СГУГиТ.– 2016. – Вып. 3 (23). – С. 40–47
12. Кустышева, И. Н. К вопросу формирования земельных участков под объекты нефтегазового комплекса [Текст] / И. Н. Кустышева, А. В. Кряхтунов // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ.– 2014.– № 5.– С. 115–
13. Об особо охраняемых природных территориях [Электронный ресурс] : федер. закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ (с изм. и доп.) – Режим доступа: http://base.garant.ru/10107990/.
14. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ
Для работы была выбрана статья «Оценка эффективности реконструкции нефтепровода» в журнале «Достижения современной науки» 2016 г. описан пример нефтепровода: «Туймазы – Омск – Новосибирск – 1 АО «Транснефть – Урал» с целью повышения надежности при эксплуатации магистрального нефтепровода и предотвращения аварийных ситуаций на трубопроводном транспорте» [3]. В данной статье рассматривается вопрос об обеспечении безопасного использования магистрального нефтепровода в момент реставрации. Автор перечисляет проведенные работы, которые были сделаны на нефтепроводе: перевооружение систем автоматизации насосных станций, заменены релейные системы на современные микропроцессорные Установлены новые резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов построены в нефтебазах АО «Транснефть-Урал» Для повышения надежности выполнен комплекс работ по обеспечению электрохимзащиты трубопроводов: заменены и установлены станции катодной защиты. В целях обеспечения экологической безопасности и предотвращения разливов нефти АО «Транснефть-Урал» приняты меры по устройству защитных дамб трубопровода с дренажными канавами. Все переходы через водные преграды оборудованы комплектами берегоукрепления с использованием современных материалов, препятствующих размыву берегов в паводковый период. [6]
Улучшение качества контроля на каждом этапе работы, по мнению автора уменьшает риск внештатных ситуаций, при этом ошибки, которые не были выведены при реставрации, в дальнейшем могут дорого обойтись компании и государству.