Суеверия в православной среде
Введение
Актуальность:
Актуальность данной темы обусловлена широким распространением суеверий в повседневной жизни людей. Несмотря на развитие науки и техники, компьютеризацию и автоматизацию человек по-прежнему склонен верить в приметы и суеверия. Данное явление прошло длинный исторический путь, трансформируясь под влиянием времени и меняющихся устоев. При этом некоторые из суеверных традиций так прочно вошли в народную жизнь, что стали частью культуры.
Несмотря на значительное количество работ, в которых рассматриваются социокультурные проявления суеверий (в частности работы Поповкина Г.С., Харитоновой В.И., Христофоровой В.О., Лобазовой О.Ф. и других), вопрос о соотношении веры и суеверия остается малоизученным. Решение данной проблемы – одна из задач проводимого исследования. Актуальность темы также определяется стремлением современной научной мысли понять глубинный смысл категорий культуры и специфику мышления современного православного верующего, характер восприятия
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению суеверий в социологической науке7
1.1Суеверие как социальное явление7
1.2 Специфика суеверий в российском обществе17
2.1 Социальный механизм влияния воцерковленности на степень суеверности личности30
2.2 Воцерковленность как механизм влияния на степень суеверности личности39
Заключение52
Приложения61
Список литературы не найден
дожидались другого прохожего, пропускали его через «линию маршрута прошедшей кошки» и только потом следовали в своем направлении и темпе далее. И только два человека (2,4%) проследовали без снижения темпа движения и без обращения внимания на прошедшую кошку. Выводы из полученных результатов можно сделать следующие. Практически все, кто попал в поле зрения наблюдателей, продемонстрировали ту или иную степень приверженности суевериям, которая определила выбор формы исполнения предписаний, продиктованных представлениями о роли сверхъестественных сил в нашей жизни. Те участники, которые соединили крестное знамение (христианское культовое действие) и плевки в сторону предполагаемой злой потусторонней силы (магическое действие), продемонстрировали, по мнению автора, наибольшую зависимость от суеверий. Так, если наблюдаемые осеняют себя крестом в случае опасности, значит, имеют представление о требованиях вероучения.