Предложения по применению A-SMGCS в практике обслуживания воздушного движения в аэропортах РФ.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время аэропорты считаются уязвимым местом в системе организации воздушного движения (ОрВД). Количество взлетов и посадок в крупных аэропортах Российской Федерации может доходить до 500 операций в сутки. Задержки в аэропортах составляют все большую долю от общего числа задержек. Расширение существующей инфраструктуры аэропорта, например, строительство новых взлетно-посадочных полос, очень сложно и затратно. Поэтому оптимальное использование существующей инфраструктуры становится все более важным, особенно если неблагоприятные метеорологические условия преобладают в течение всего года. Несмотря на важность оптимального использования ресурсов, операции в контролируемой зоне аэропорта более или менее управляются «вручную».
Для преодоления этих проблем в последние два десятилетия значительный объем исследований был сосредоточен на разработке усовершенствованных автоматизированных систем управления и контроля наземного движения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ7
1.УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ НАЗЕМНЫМ ДВИЖЕНИЕМ (A-SMGCS) И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ9
1.1. Концепция A-SMGCS9
1.2. Назначение и функции системы11
1.3. Требования к системе16
1.4. Уровни реализации системы17
1.5. Преимущества системы20
2. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ A-SMGCS В АЭРОПОРТАХ ЕВРОПЫ И США22
2.1 Опыт применения A-SMGCS в аэропортах Европы22
2.2. Опыт применения A-SMGCS в аэропортах США26
2.3. Оценка эффективности решений A-SMGCS/SMGCS в США и ЕС29
3. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ A-SMGCS В АЭРОПОРТАХ РФ31
3.1. Внедрение A-SMGCS в РФ31
3.2. Оценка перспектив применения A-SMGCS в аэропортах РФ34
4. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ A-SMGCS В АЭРОПОРТАХ РФ39
4.1. Предложения и рекомендации по применению A-SMGCS - КСА НКАД «Вега»39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ47
ПРИЛОЖЕНИЕ 149
ПРИЛОЖЕНИЕ 253
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Учебно-методические пособия
Автоматизированные системы УВД: А. С. Лушников – Ульяновск УВАУГА 2009 г. [94 ст.];
Безопасность полетов гражданских воздушных судов: учебник / под ред. В. В. Воробьёва. – М.: ИД Академии Жуковского, 2021;
Несанкционированный выезд на взлетно-посадочную полосу и система его предотвращения, научная статья, Гафуров Г. Г., Саидов А. И., Ибрагимов А. Р., Муродов М.М., 2019;
Применение концепции A-SMGCS при разработке автоматизированной системы управления рулением с учётом особенностей набора отечественного оборудования и организации его работы, научная статья, Антонов А. К. 2022;
Системы управления наземным движением на площади маневрирования аэродрома, научная статья, Соколова М. А. 2018;
Сопоставление отечественных систем автоматизированного управления рулением с концепцией A-SMGCS, Антонов А. К. 2022;
Технологии ОВД для обеспечения региональных и местных перевозок, Каневский М.И. 2017;
Экономические аспекты усовершенствованных систем контроля и управления наземным движением (A-SMGCS), Эрн Якоби, Михаэль Редер, Маркус Бьелла, Юрген Тойч 2009;
Нормативно-правовые документы
ICAO DOC 9750- AN/963 «Глобальный аэронавигационный план на 2016–2030 гг.», 2016;
ICAO DOC 9830: «Руководство по усовершенствованным системам управления наземным движением и контроля за ним (A-SMGCS)», 2004;
9.ICAO DOC 9924 «Руководство по авиационному наблюдению», 2010;
«Стратегия развития Аэронавигационной системы Российской Федерации до 2030 года» – ФГУП Госкорпорация по ОрВд, 2017;
Интернет-ресурсы
Eurocontrol Specification for A-SMGCS Services / Eurocontrol –издание второе, 2020 г. https://www.eurocontrol.int/publication/eurocontrol-specification-smgcs-services
Интернет ресурс SKYbrary - https://skybrary.aero/articles/advanced-surface-movement-guidance-and-control-system-smgcsПРИЛОЖЕНИЕ 1Выполняемые функции КСА НКАД «Вега».
№ п/п Функции, выполняемые КСА НКАД «Вега» Требования
Усовершенствованная система контроля и управления наземным движением (Advanced Surface Movement Guidance & Control System) – это система, обеспечивающая маршрутизацию, наведение и наблюдение для управления воздушными судами и транспортными средствами с целью поддержания заявленной скорости наземного движения при любых погодных условиях в пределах рабочего уровня видимости аэродрома (далее – AVOL), при сохранении необходимого уровня безопасности. Система состоит из наземного и бортового оборудования. Наземная подсистема включает в себя диспетчерский пункт и радиоцентр. Бортовая подсистема включает в себя все бортовые комплексы транспортных средств, работающих на территории летного поля. [10]
Так же можно сказать, что A-SMGCS – это модульная система, состоящая из различных функций, для поддержки безопасного, упорядоченного и быстрого движения самолетов и транспортных средств по аэродромам при любых обстоятельствах с учетом плотности движения и сложности компоновки аэродрома, с учетом требуемой пропускной способности в различных условиях видимости и независимо от прямой видимости соединения между диспетчером и воздушным судном (далее – ВС) / транспортными средствами.
На рисунке 1.1. представлено, как система A-SMGCS отображает ВС на территории аэродрома на примере лондонского аэропорта Лутона.
Advanced Surface Movement Guidance and Control System также включает в себя дополнительные процедуры и на более низких уровнях реализации направленных на обеспечение улучшенной ситуационной осведомленности диспетчеров. Более высокие уровни реализации системы обеспечивают безопасность, обнаружение и разрешение конфликтов, информацию о планировании и наведении для пилотов и диспетчеров, а также обнаружение и указание местоположения потенциальных нарушителей.