Формирование предметно-пространственной среды студенческого общежития № 5 ИрНИТУ
ВВЕДЕНИЕ
Тема дипломного проекта заключается в формирование предметно-
пространственной среды студенческого общежития № 5 ИрНИТУ и разработке
дизайн проекта учебно-жилищной среды с учётом потребностей современных
студентов.
Актуальность темы подтверждается острой необходимостью реновации
студенческого общежития, пришедшего в связи с годами эксплуатирования в
неактуальное и не жизнепригодное пространство.
Сегодня не каждое студенческое общежитие способно предложить своим
жильцам достойные условия проживания и учебы: это проявляется как в
недовольстве студентов, так и в падении качества обучения. Формирование
предметно-пространственной среды – это не только обустройство комнат для
проживания, но и создание благоприятной атмосферы, удобства для учебной и
досуговой деятельности.
В связи с этим появляется проблема в реорганизации старого жилого
пространства имеющего не актуальные на сегодняшний день помещения и
создании совершенно нового совре
Содержание
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 7
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ В КАЧЕСТВЕ РАСШИРЕНИЯ СПЕКТОРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТИПОВОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. 9
1.1. Специфика и архитектурно-планировочные методы проектирования в аспекте развивающейся образовательной среды.......... 9
1.1.1. Проблематика формирования студенческих общежитий на современном этапе. Исторический экскурс....................................................... 9
1.1.2. Программирование пространства. Современные принципы проектирования студенческих общежитий......................................................... 12
1.2. Студенческие общежития актуальная тенденция проектирования учебной среды в России и за рубежом.............................................................. 13
1.2.1. Анализ российского опыта организации архитектурно-пространственной среды общежитий при высших учебных заведениях ..... 13
1.2.2. Анализ зарубежного опыта организации архитектурнопространственной среды общежитий при высших учебных заведениях......................................... 21
1.3. Эстетические и эргономические свойства пространства современной образовательной среды....................................................................................... 28
1.3.1. Визуальные коммуникации как осмысленное использование поверхностей ....................................................................................................... 28
1.3.2. Психология цвета в дизайне образовательной среды ....................... 29
1.3.3. Эко-дизайн. Тенденция использования «правильных» материалов в учебной среде ...................................................................................................... 32
ГЛАВА 2. ПРЕДПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ № 5 ИрНИТУ .......................... 35
2.1. Предпроектный анализ............................................................................... 35
2.1.1. Анализ исходной средовой ситуации. Фотофиксация объекта исследования ....................................................................................................... 35
2.1.2. Техническое задание ................................................................................ 38
2.1.3. Обмерные чертежи. Разработана перепланировка корпуса................. 40
2.2. Концепция формирование предметно-пространственной среды
студенческого общежития № 5 ИРНИТУ........................................................ 46
2.2.1. Разработка концепции интерьеров для студенческого общежития .... 46
2.2.2. Концепция предметно-пространственного содержания горизонтальных и вертикальных коммуникаций ............................................ 50
ГЛАВА 3. ПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДАНИЯ И ДИЗАЙН-ПРОЕКТ ИНТЕРЬЕРОВ СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ №5 ИРНИТУ........................ 52
Глава 3.1. Модернизация помещений студенческого общежития №5 ИРНИТУ ................................................................................................................ 52
3.1.1. Проектная документация ......................................................................... 52
3.1.2. Актовый зал............................................................................................... 62
3.1.3. Жилая комната .......................................................................................... 63
3.1.4. Комната для самостоятельных занятий.................................................. 66
3.1.5. Кухня.......................................................................................................... 69
3.1.6. Горизонтальные коммуникации. Коридоры .......................................... 71
3.1.7. Вертикальные коммуникации. Лестничная клетка............................... 72
3.1.8. Комната студенческого совета ................................................................ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................... 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ........................................... 82
ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................................................................... 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. [Электронный ресурс]. "Исторический экскурс" URL: https://studentopedia.ru/nedvizhimost/istoricheskij-ekskurs---proektirovanie-obshezhitij-dlya-studentov.html (Дата обращения 03.05.2023).
2. [Электронный ресурс]. https://earchive.tpu.ru/bitstream/11683/39542/1/TPU388334 (Дата обращения 03.05.2023).
3. Баева И. А. Психологическая безопасность студентов, проживающих в общежитии: проблемы и ресурсы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2015. №174. – С.36-44.
4. Попов А.В. Принципы формирования архитектуры студенческого жилища высших учебных заведений: дис. канд. арх.: 05.23.21 – Нижний Новгород, – 2014. – 274 с.
5. Потокин А. А. Некоторые аспекты организации жилищного и культурнобытового обслуживания студентов в СССР // Проектирование и строительство высших учебных заведений. – М.: – № 3. – 1984. – С. 45-52.
6. [Электронный ресурс]. https://www.archdaily.com/474237/tietgen-dormitory-lundgaard-and-tranberg-architects (Дата обращения 03.05.2023).
7. [Электронный ресурс]. https://housing.wwu.edu/life-on-campus/birnam-wood (Дата обращения 03.05.2023).
8. [Электронный ресурс]. https://www.tsu.ru/university/campus_capabilities/studgorod.php (Дата обращения 03.05.2023).
9. [Электронный ресурс]. https://www.dvfu.ru/freshmen/accommodation/(Дата обращения 03.05.2023).
10. [Электронный ресурс]. https://vk.com/fefudvfu (Дата обращения 03.05.2023).
11. [Электронный ресурс]. https://www.ivd.ru/dizajn-i-dekor/malenkaa-komnata/oformlyaem-interer-komnaty-v-obshchezhitii-dlya-studenta-ili-semi-61641 (Дата обращения 03.05.2023).
12. [Электронный ресурс]. - URL: https://prorus.ru/projects/rekreacii-shkoly-57/(Дата обращения 03.05.2023).
13.Методические основы проектирования интерьеров учебных помещений. Автор: Князев О. [Электронный ресурс]. - URL: http://5fan/ru/wievjob.php?id=39550 (Дата обращения)
14. [Электронный ресурс]. - URL:
В современных вузах студенческие общежития формируются для жилых
функций, досуга и отдыха, а также самостоятельного образовательного труда,
социокультурной и оздоровительно-рекреационной деятельности. Поэтому
студенческое общежитие вуза — это многофункциональный комплекс, который
учитывает специфику труда и потребности студентов их психологические,
эмоциональные и социальные аспекты жизнедеятельности.
В советский период принципы и методика организации студенческих
общежитий отвечали уровню общественно-экономического развития страны, но
на сегодняшний день в условиях развития научно технического прогресса и
изменившихся социально-экономических отношений они значительно устарели
и не могут считаться приемлемыми. Они не учитывают характер
образовательного труда, который изменился за последние десятилетия в связи
с развитием образовательных технологий. При строительстве студенческих
общежитий основной упор делали на экономию площадей и ресурсов, а также
на коллективизацию и обобществление быта. Излишне коллективизированные
студенческие общежития влекут за собой психологический дискомфорт,