Административно-правовые основы режима противопожарной безопасности
Введение
На сегодняшний день, обновление законодательства РФ, регулирующего общественные отношения в сфере пожарной безопасности, происходит достаточно быстрыми темпами. Однако этот процесс сопровождают многочисленные трудности как юридического, так и организационного характеров. Как представляется, для оптимизации данного процесса необходимо создание комплекса нормативно-правовых средств, дающих начало механизму правового регулирования социальной деятельности общества, призванного обеспечить пожарную безопасность, минимизировать угрозы пожарной безопасности. Структурные составляющие комплекса правовых средств должны быть логично связаны между собой в единую юридическую конструкцию. Ее структура основывается на нормах права и приводится в действие при возникновении соответствующих правоотношений по поводу обеспечения пожарной безопасности, соблюдения правил пожарной безопасности, введения режима противопожарной безопасности.
Оглавление
Введение2
Глава 1. Правовой статус Министерства чрезвычайных ситуаций как органа, осуществляющего противопожарный надзор на территории России8
1.1История образования, функции и задачи МЧС России8
1.2.Государственная гражданская служба в МЧС России14
Глава 2.Административно-правовые основы режима противопожарной безопасности в России21
2.1.Общая характеристика и административно-правовые основы режима противопожарной безопасности в России21
2.2.Меры административного принуждения МЧС России в области противопожарной безопасности30
Глава 3. Особенности правовой деятельности Министерства чрезвычайных ситуаций как орган, осуществляющий противопожарный надзор на территории России36
3.1. Структура управления МЧС России36
3.2.Анализ особенностей организации административного процесса в деятельности МЧС России40
3.3.Особенности привлечения должностными лицами МЧС России виновных лиц к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности49
3.4. Должностные лица МЧС России как субъекты реализации функций государства: отдельные вопросы административно-юрисдикционной деятельности55
Заключение61
Список использованных источников63
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ), // «Российская газета» от 4 июля 2020 г. № 144;Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 11.06.2022., № 118-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2022. - № 1. - Ст. 42.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. – 2022. - № 66.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (часть 1): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская газета. – 2022. - № 84.
О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ // Российская газета. – 2022. - № 156.
О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ // Российская газета. – 2021. - № 251.
Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 // СПС «Консультант Плюс».
О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 // Российская газета. - 2005.- № 80.
Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - № 28. - Ст. 2882.
О государственной программе РФ «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 300 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. - № 18. - Ч. 1. - Ст. 2149.
Думается, что меры административного принуждения, применяемые органами ГПН и МЧС, можно разделить на следующие группы.
Первая группа – это меры, направленные на предупреждение совершения правонарушений или иных действий, посягающих на пожарную безопасность. Так, должностные лица органов ГПН и МЧС вправе проводить противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности; осуществлять оцепление участков местности при по- жаре; временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов при пожаре; осуществлять осмотр помещений юридического лица; проводить проверки по соблюдению требований пожарной безопасности, в процессе которых устанавливается соответствие выполнения организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта надзора. В случае обнаружения нарушений требований пожарной безопасности организациям и гражданам должностными лицами ГПН и МЧС выдается предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности .
Надзорные мероприятия, проводимые должностными лицами органов ГПН и МЧС, являются административно-предупредительными мерами. Наличие на проверяемом объекте систем противопожарной сигнализации, системы пожаротушения и дымоудаления и др., требуемых противопожарными нормами, безусловно, является административно-предупредительной мерой. Соответствие объекта проверки необходимым требованиям пожарной безопасности является профилактикой и предупреждением наступления общественно опасных последствий.
Вторую группу мер административного принуждения составляют меры административного пресечения, которые заключаются в прекращении противоправных действий и предотвращении наступления их вредных последствий. По способу воздействия на правонарушителя меры административного пресечения можно классифицировать на общие и специальные. Общие меры характеризуются признаками, свойственными всем мерам административного принуждения. К общим мерам пресечения, применяемым органами ГПН и МЧС, относится вынесение предписания о выполнении обязательных требований пожарной безопасности и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. К специальным мерам пресечения относятся: осмотр принадлежащих организации помещений, территорий и его процессуальное оформление; изъятие вещей и документов; арест товаров и иных вещей; составление протокола о временном запрете деятельности в случае невыполнения ранее выданного предписания.