Деятельность медицинской сестры общеобразовательной школы в профилактике нарушений зрения у детей
ВВЕДЕНИЕ
Зрение – уникальная способность, данная человеку с рождения. Всю ценность зрения человек начинает осознавать только тогда, когда начинает его терять. В первую очередь, зрение – важнейшее из пяти органов чувств. С его помощью человек получает до 98% информации об окружающем мире. Дисфункция зрительного аппарата приводит к дефициту информации и ухудшению качества жизни.
Зрительный аппарат ребёнка необходимо беречь с самого рождения вплоть до совершеннолетия. На данный момент времени на зрительный аппарат ребёнка оказывается очень большая нагрузка. Бесконтрольное напряжение и пренебрежение зрительной нагрузкой может привести к снижению резкости зрения и развитию патологических состояний зрительного аппарата. В настоящее время многие родители не просто пренебрегают значимостью профилактических мер, предотвращающих риск и, в дальнейшем, развитие нарушений зрения, но и усугубляют текущее состояние глаз ребенка из-за дефицита информации.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ……………………………………………………………………………...8
Виды нарушения зрения………………………………………………………9
Обследование и определение состояния здоровья органов зрения…….15
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………………………………………..19
2.1. Организационная характеристика базы исследования…………………….19
2.2. Участие медицинской сестры в организации профилактических медицинских осмотров………………………………………..20
2.3. Анализ проблемы нарушения зрения у детей школьного возраста……….21
2.4. Анализ степени информированности детей школьного возраста об основных направлениях профилактики нарушения зрения………………….23
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ………………………………………………………………….28
3.1. Основные направления профилактики нарушения зрения………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………....35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Официальные документы:
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Приказ Минздрава России от 10.08.2017 N 514н (ред. от 19.11.2020) «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2017 № 47855).
Приказ Минздрава России от 05.11.2013 № 822н (ред. от 21.02.2020) «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2014 N 31045).
Книги:
Миопия у детей младшего школьного возраста / И. Ю. Смирнова [и др.] // Современная оптометрия. 2019. № 7–127 с.
Офтальмология и сестринское дело:/ С.Н. Ильина, Ж.М. Кринец, Н.Г. Солодовникова, В.В. Романчук. - Гродно: ГрГМУ, 2021. - 240 c.
Факторы риска развития миопии в дошкольном и раннем школьном возрастах и меры ее профилактики / Е. П. Тарутта [и др.] // Российская педиатрическая офтальмология. 2019. № 14.
Основы формирования здоровья детей: учебник /Л.А. Жданова и др.; под ред. Л.А. Ждановой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 416 с.
Панков, О.П. Правила отличного зрения / О.П. Панков. - М.: АСТ, 2017. - 157 c.
Розенблюм Ю.З. Оптометрия. Подбор средств коррекции зрения. 2017.
Аветисов, С.Э. Зрительные функции и их коррекция у детей / С.Э. Аветисов. - М.: Медицина, 2017. - 405 c.
Мазунин Заболевания глаз. Профилактика и методы лечения / Мазунин. - М.: Центрполиграф, 2020. - 587 c.
Электронные источники:
НеБолеем: медицина и здоровье. Как сберечь зрение школьника. - Электронный ресурс: https://www.neboleem.net/stati-o-zdorove/9470-kak- sberech-zrenie-shkolnika-7-prostyh-sovetov.php (09.04.23г.).
КонсультантПлюс приказы – Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/ (01.02.2023).
Виктор Белов. Поддается ли лечению близорукость у детей дошкольного и школьного возраста? - Элек
Главная задача диспансеризации и лечебных мер при миопии - компенсировать дефекты зрения, приостановить или замедлить ее прогрессирование и предупредить возможные осложнения.
Визометрия (диагностика остроты зрения) – неинвазивная методика, позволяющая оценить работу зрительной системы пациента. Использование данного способа обследования наряду с другими дает возможности для раннего обнаружения различных патологий.
Дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) могут обследоваться с применением таблиц с простыми для распознавания (оптотипами) символами и рисунками. Например, часто используются таблицы с животными, фруктами или простыми геометрическими фигурами. Чаще всего для проведения визометрии у детей возраста от 3-х лет используются таблицы Алейниковой или Орловой.