Анализ и повышение эффективности методов и средств работы службы обеспечения орнитологической безопасности полетов (на примере аэропорта Толмачево)
ВВЕДЕНИЕ
Одной из ключевых задач службы обеспечения безопасности полетов является обеспечение орнитологической безопасности. Однако, несмотря на широкое применение различных методов и средств работы, случаи столкновения воздушных судов с птицами продолжают происходить, что представляет серьезную угрозу для безопасности полетов и здоровья пассажиров и экипажей. В данной дипломной работе будет проведен анализ существующих методов и средств работы службы обеспечения орнитологической безопасности полетов, а также будет предложен комплекс мер по повышению их эффективности.
Цель: Повысить орнитологическую безопасность полетов в аэропорту Толмачево.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Проанализировать деятельность службы ООБП;
Рассмотреть текущие методы и средства ООБП;
Выявить проблемы в ООБП аэропорта Толмачево;
Разработать предложения по совершенствованию ООБП;
Провести оценку экономической эффективности предложенных методов и средств
СОДЕРЖАНИЕ
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ. 8
1.1 Служба обеспечения орнитологической безопасности полетов. Ответственность и обязанности 8
1.2. История развития авиационной орнитологии и основные этапы усовершенствования 10
1.3. Методы и средства обеспечения орнитологической безопасности полетов. 14
1.3.1 Использование радаров для обнаружения птиц 16
1.3.2 Использование лазеров и пиротехники для отпугивания птиц. 19
1.3.3 Использование обученных соколов и собак для отпугивания птиц. 21
1.3.4 Применение информационных систем и баз данных об аэродромах и миграционных путях птиц. 23
1.4 Проблема анализа и повышения эффективности методов и средств работы службы обеспечения орнитологической безопасности полетов. 27
ГЛАВА 2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ. 32
2.1. Общая характеристика группы орнитологической безопасности полетов АО «Аэропорта Толмачево». 32
2.2. Эколого-орнитологическое обследование аэродрома и прилегающей территории. 34
2.3. Анализ орнитологической обстановки в аэропорту Толмачево 38
2.4. Проблемы орнитологической обстановки в аэропорту Толмачево и пути их решения 41
2.5. Экономическая эффективность предложенных решений 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. https://favt.gov.ru/novosti-novosti/?id=8554
2. Мацюра, А.В. (2015). Радиолокационные орнитологические наблюдения: краткий обзор стационарных и мобильных комплексов. Acta Biologiсa Sibirica, 1 (3-4), 118-147. http://dx.doi.org/10.14258/abs.v1i3-4.917
3. https://www.aeroexpo.com.ru/prod/detect-global-ltd/product-172588-15264.html
4. file:///C:/Users/Asus/Downloads/informatsionnaya-sistema-obespecheniya-ornitologicheskoy-bezopasnosti-aeroporta.pdf
5. Горбатенко, В.П. Метеорологический радиолокатор мрл-5: производство наблюдений. диагноз и прогноз опасных явлений погоды : Учебное пособие / В.П. Горбатенко, В.И. Слуцкий, Л.Н. Бычкова. – Томск : ТМЛ-Пресс, 2007. – 120 с.
6. https://skybrary.aero/articles/detection-bird-activity-using-radar
7. https://cyberleninka.ru/article/n/raspoznavanie-radioeha-ptits-na-baze-radiolokatora-mrl-5/viewer
8 https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-aspekty-ispolzovaniya-lovchih-ptits-v-kachestve-biorepellenta/viewer [8]
9. https://ebird.org
10. https://disk.yandex.ru/i/TkKmyc1Q1_ieQA
11. https://blog.pribormaster.ru/ptitsy-i-samolety-hroniki-katastrof
12. https://sudact.ru/law/pismo-rosaviatsii-ot-18092015-n-an102-3056-informatsiia/informatsiia-ob-aviatsionnykh-proisshestviiakh-i/ii/sbor-i-analiz-dannykh-o/
2. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4730-1 «О воздушном транспорте».
3. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая).
ГОСТ Р 53817-2010 «Система менеджмента безопасности воздушной деятельности. Требования».
5. Ордер Министерства транспорта Российской Федерации от 28 апреля 2010 г. № 104 «Об утверждении Правил организации и проведения мониторинга населения диких птиц на территории аэродромов».
6.Ордер Министерства транспорта Российской Федерации от 16 марта 2004 г. № 26 «Об утверждении Правил проведения работ по обеспечению орнитологической безопасности полетов».
7.Руководство по обеспечению орнитологической безопасности полетов на аэродромах (ICAO Doc 9815).
8.Методические рекомендации по оценке риска столкновения ВС с птицами на аэродромах (IATA Bird Strike Committee Handbook).
9. Доклад Всемирной организации здравоохранения о воздействии аэропортов на здоровье населения (WHO, 2008).
10. Книсевич Н.И. Методические рекомендации по организации работы службы обеспечения орнитологической безопасности полетов на аэродромах. Москва, 2008.
11. Лебедев В.Д. Орнитологическая
Однако, необходимо соблюдать предельно допустимую мощность лазерного излучения и ограничивать его направленность, чтобы не создавать опасность для зрения пилотов или персонала аэропорта.
Одним из типов лазерных отпугивателей является «Optix». Он использует гибкий лазерный луч, который может быть направлен на определенную область, где обитают птицы. Лазерный луч может быть виден для птиц, и они могут убежать, чтобы избежать опасности.
Пиротехника также является эффективным методом отпугивания птиц. Она может использоваться как на земле, так и на борту самолета. На земле пиротехника используется в виде ракет, которые выстреливают в воздух и производят звуковой эффект, который отпугивает птиц. Некоторые ракеты также имеют световой эффект, который также может отпугивать птиц. Однако следует учитывать, что использование пиротехники может быть опасным и требует определенных навыков и знаний.
Пиротехнические средства также могут быть исп