Организация познавательной деятельности обучающихся при изучении беспозвоночных животных
ВВЕДЕНИЕ
В стремительно развивающемся мире у общества возрастает потребность в высокообразованных людях, способных мыслить самостоятельно и нестереотипно, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. В основу концепции образовательных стандартов третьего поколения положен системно-деятельностный подход, который направлен нацеливающий на самостоятельное добывание знаний обучающимися. Учитель биологии, являясь субъектом образовательного процесса, должен организовать учебную деятельность школьников, используя новые подходы и методики, которые позволяют повысить эффективности учебно-воспитательного процесса. Общеобразовательная школа имеет значительный потенциал для выполнения этого социального заказа. На уроках, во внеурочной работе формируется опыт самообучения, самовоспитания и саморазвития личности и происходит это в процессе активной познавательной деятельности обучающихся; признанием важности её роли обусловлена актуальность психолого-педагогических и методических исследований по данной проблематике.
Сформированность у обучающихся познавательной деятельности является одним из основных требований к результатам освоения основной образовательной программы согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования [40].
Проблема познавательной деятельности в обучении не нова, её изучением занимались многие исследователи (Ю.К. Бабанский, В.М. Корсунская, А.Н. Леонтьев, В.В. Пасечник, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др.). Несмотря на различную трактовку сущности и структуры познавательной деятельности, общность подходов заключается в понимании важности формирования познавательной мотивации: необходимо побудить обучающегося к самостоятельному получению знаний, чтобы этот процесс для него был интересным и привлекательным.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Организация познавательной деятельности обучающихся как основа развития личности 10
1.1. Сущность понятия «познавательная деятельность». Свойства, структура, содержание познавательной деятельности 10
1.2. Основные условия и средства организации познавательной деятельности в обучении биологии 13
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТЕКУЧИХ И СТОЯЧИХ ВОДОЕМОВ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ЗООБЕНТОСА 26
2.1.Общие особенности изучения экологического состояния водоемов по показателям зообентоса 26
2.2.Объекты, условия и методы проведения исследований 30
2.3. Макрозообентос стоячих и текущих водных экосиситем Тульской области 34
Выводы по второй главе 42
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной деятельности обучающихся 43
3.1. Диагностика исходного уровня развития познавательной деятельности у обучащихся 7-ых классов на уроках биологии 43
3.2. Разработка и внедрение экспериментальной системы изучения темы «беспозвоночные животные», направленной на развитие познавательной деятельности подростков 51
3.3. Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы по формированию познавательной деятельности учащихся 7 классов 67
Выводы по третьей главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. – Л.: Нева, 2009. – 157 с.
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
3. Безух К. Е. Активизация деятельности учащихся при обучении биологии. Журнал “биология в школе” №2 за 2007г.
4. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография. / В.А. Беликов - М.: Академия Естествознания, 2010 - 310 с.
5. Беликов В.А. Основы учебно-познавательной деятельности студентов колледжа. Методические советы обучающимся по формированию базовых учебных умений: учеб, пособие/ В.А. Беликов, П.Ю. Романов. - М.: ИНФРА-М, 2019. − 179 с.
6. Берестовая Т.С. Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс. /Т.С. Берестовая //оURL: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/01/29/tehnologicheskaya-karta-k-uroku-klass-nasekomye-biologiya-7
7. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. / С.М. Бондаренко // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. - М. 2003. -Вып. 2.
8. Брыкин Ю. В. Организация индивидуально-групповой, учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии при изучении раздела «Бактерии, Грибы. Растения» (6 класс) : дис.к. пед. наук. – Москва, 2004.
9. Буньков А.В. Сборник познавательных задач по зоологии /А.В. Буньков//оURL: https://урок.рф/library/sbornik_poznavatelnih_zadach_po_zoologii_171152.html
10. Глазунова Л.А. Технология создания учащимися тематических мультимедийных презентаций на уроках биологии. / Л.А. Глазунова // Журнал «Биология в школе» - 2012 г. №8 – 23-28с.
11. Голикова Т.В. Обучение учащихся приемам логического мышления на уроках биологии / Т.В. Голикова - Изд.2-е, стереотип. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2013 – 68 с.
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. / В.В. Давыдов - М.: Интор, 1996.
13. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина и др. - Санкт-Петербург : КАРО, 2015. - 176 с.
14. Дорошенко Н.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. / Н.Г. Дорошенко // URL: https://infourok.ru/aktivizaciya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah-biologii-1413336.html
15. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. / М.И. Еникеев - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА - М, 1999. – 624 с.
16. 18. Занько С.Ф. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. Часть I и II. / С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнников, С.М. Тюнников-М.,1992.
17. Жарикова Н. В. Способы повышения познавательной активности школьников при использовании проблемного обучения на уроках биологии / Н. В. Жарикова, В. Н. Долгин // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. - Томск, 2008. - Вып. 2 (76). - С. 133-136. - Библиогр. : с. 136-141.
18. Индриушка И.В. Использование образовательных технологий для организации познавательной деятельности обучающихся. / И.В. Индриушка // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2019. – 188 с.
19. Индриушка И.В. Организация познавательной деятельности обучающихся при изучении беспозвоночных животных . / И.В. Индриушка // Исследовательский потенциал молодых ученных: взгляд в будущее: Сб. материалов XVII Регион, науч.-практ. конф, магистрантов, аспирантов и молодых ученых [Электронный ресурс].- Электрон. дан.- Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2021. – 84-88 с.
20. Индриушка И.В. Организационно-педагогические условия формирования познавательного интереса на уроках химии. / И.В. Индриушка //Лучшая студенческая статья 2018: сборник статей XIV Международного научно-исследовательского конкурса. В 4 ч. Ч. 3. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – 202 с.
21. Константинов В.М. Биология : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, B.C. Кучменко. — 5-е изд., перераб. — М. ; Вентана-Граф -2016. - 288 с. :
22. Кон И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон - М.: Просвещение, 1989.
23. Коротяев Б.И. Методы учебно-познавательной деятельности учащихся (состав, функции, закономерности, принципы, способы формирования): дис. д-ра пед. наук / Б.И. Коротяев. - Славянск, 1978. - 423 с.
24. Короткова, А.А. Фауна простейших организмов стоячего и проточного водоемов / А.А. Короткова, Г.С. Делян // Сборник тезисов Всероссийской молодежной конференции «Актуальные проблемы химии и биологии». – Пущино, 2012 – С. 141
25. Лазарев В.С. Формирование познавательных действий в учебной деятельности. / В.С. Лазарев // URL: https://dlib.eastview.com/search/simple/doc?pager.offset=8&id=42511558&hl=%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
26. Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения// Школа 2010
27. Минакова Т. В. Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка: дис. канд. пед. наук : 13.00.08 – Оренбург, 2001. - 214 с.
28. Морозова Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука. 2007. -278 с.
29. Немов Р. С. Психология. Книга 2. Психология образования / Р. С. Немов - «ВЛАДОС», 2007
30. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова - М.: Педагогика, 1988.
31. Педагогика: учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 2006. – 608 с.
32. Поташник М.М. Требования к современному уроку - М.: Центр педагогического образования, 2008 г.
33. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) – (обращение от 01.12.2019) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
34. "Примерная основная образовательная программа основного общего образования" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015)
35. Рахимова К.Э. Развитие познавательного интереса обучающихся к предмету биология средствами цифрового микроскопа / К.Э. Рахимова // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/17899479
36. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: уч. пособие. М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
37. Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность. / В.А. Сластенин, Л.С.Подымова – М.: Просвещение, 1997. – 224 с.
38. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2007. – 576 с.
39. Собакина Т. Г. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения раздела «Человек и его здоровье» (в условиях сельских школ Республики Саха (Якутия): дис.к. пед. наук. – Москва, 2002.
40. Современные образовательные технологии. : учебное пособие / кол. авторов ; под ред. Н.В. Бордовской. - М.: К НОРУ С, 2010. - 432 с.
41. Титова И.М. Обучение химии. Психолого-методический подход / И.М. Титова. - СПб.: КАРО, 2002. - 204 с.
42. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. (обращение от 13. 11 .2018) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
43. Федосенко Н.С. Изучение беспозвоночных животных в школьном курсе биологии. / Н.С.Федосенко // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35661564
44. Философия: Учебник / Под ред. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.
45. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 584 с.
46. Хуторской А.В. Особенности развития дистанционного обучения в российских школах / А.В. Хуторской // Научная электронная библиотека КиберЛенинка (обращение от 3.01.2020) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-distantsionnogo-obucheniya-v-rossiyskih-shkolah
47. Чугунова К. А Познавательный интерес в подростковом возрасте / К.А. Чугунова, Е.В. Якунина. // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №28. ‒ С. 963-965.
48. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 72 с.
49. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
50. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Г.И. Щукина ‒ М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
Выделяют видовую, размерную, трофическую, пространственную и другие структуры, оказывающие обоюдное воздействие между собой [68]. Самые незаметные изменения биоразнообразия сообщества может повлечь за собой изменение всей трофической структуры, которая, в свою очередь, может являться показателем качества условий окружающей среды. При неблагоприятном воздействии на биоту, наблюдается упрощение трофических связей, сокращаются цепи питания и происходит их структурная перестройка [10, 35]. В настоящее время разработаны многочисленные индексы, которые основываются на учёте видового разнообразия [7, 10, 39, 69, 74, 75, 77]. Величина β-разнообразия является одним из самых популярных показателей сходства и отличия сообществ водных экосистем. Это связано с учётом этим показателем не только видового состава, но и, в некоторых модификациях, обилие видов. Значительные показания этого индекса характеризуют на незначительное сходство видовых составов при высоком биоразнообразии сравниваемых сообществ. Основным и неоспоримым преимуществом подобных индексов является значительный объём информативности. [44, 68]. В нашей работе исследовалась структура макрозообентоса. Её преимущество в качестве объекта исследования заключается в значительной устойчивости во времени и пространстве. Для её значительного изменения требуются значительные временные периоды воздействия антропогенных факторов. Однако, при использовании показателей биоразнообразия фауны макрозообентоса можно получить точную информацию и состоянии среды в большем временном периоде.