Надзор в деятельности органов исполнительной власти
Введение
Актуальность темы исследования. Законность деятельности субъектов государственной и муниципальной власти является гарантией обеспечения прав и свобод человека. Стоит отметить значимую роль органов Прокуратуры Российской Федерации в поддержании законности, укреплении правопорядка, а также в становлении и формировании демократического правового государства. Так, в ходе надзора за исполнением законодательства на всей территории РФ органы прокуратуры принимают меры, ориентированные на поиск и устранение нарушений, привлечение виновных к юридической ответственности, восстановление нарушенных прав. Прокурорский надзор за четким и единообразным исполнением законов субъектами власти приобретает особое значение в сфере местного самоуправления, где реализуются основные потребности населения и создаются жизнеобеспечивающие условия. В связи с этим, нарушения законодательства, допускаемые органами и должностными лицами местного самоуправления в процессе реализации ими своих полномочий
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические и правовые основы надзора за деятельностью органов и должностных лиц исполнительной власти в Российской Федерации 5
Понятие, сущность и содержание надзора за деятельностью органов исполнительной власти 5
Характеристика направлений надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления 12
Глава II. Особенности осуществления прокурорского надзора за деятельностью органов исполнительной власти в современной России 20
Порядок осуществления прокурорского надзора за деятельностью должностных лиц исполнительной власти 20
Проблемы и перспективы совершенствования прокурорского надзора за деятельностью органов и исполнительной власти 25
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 (ред. 29.12.2022 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., № 8, ст. 366.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. 06.02.2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822.
Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных
правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172- ФЗ (ред. 5 декабря 2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. N 29 ст. 3609.
Научная и учебная литература
Анисимова, К. О. Понятие и сущность государственного контроля и
надзора, проблемы их разграничения / К. О. Анисимова // Научный вестник Крыма. — 2018. — №4 (15). — С. 1-8.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов: памятка —М.: Генеральная прокуратура
Российской Федерации. — 2019 г. — С. 1-32.
Беляев, В. П. Контроль и надзор: проблемы разграничения / В. П. Беляев // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — №4. — С. 199-207.
Британов, А. И. О проблемах прокурорского надзора за исполнением
законов органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления / А. И. Британов, М. М. Черепанов // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. — 2018. — №3. — С. 63-71.
Иванцова Г. А. Этапы проведения прокурорской проверки/ Г. А. Иванцова, З. Т. Магомедова // StudNet. — 2020. — №11. — С. 131-135.
Исламова, З.И. Организация прокурорского надзора за соблюдением прав и своб
Нарушения законодательства часто связаны с противоречиями муниципальных правовых актов актам более высокой юридической силы, наличием внутренних противоречий, превышением компетенции органами и должностными лицами местного самоуправления, несоблюдением правил юридической техники. А.В. Роговая отмечает, что такие несоответствия чаще всего выявляются «в сферах законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о градостроительстве, а также в сферах, бюджетного и земельного законодательства». Также автор приводит примеры нарушений в данных отраслях. Так, нередко обнаруживается несоответствие структуры административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг требованиям федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210 от 27.07.2010. Если говорить о градостроительстве, то нарушения отмечаются в утверждаемых органами местного самоуправления положениях