Конституционное право граждан на получение высшего образования в РФ
ВВЕДЕНИЕ
По результатам Индекса образования - одного из компонентов мирового рейтинга "Доклад о человеческом развитии», РФ занимает 49 место среди 189 стран и является частью стран с высоким человеческим потенциалом. Это свидетельствует о том, что наша страна находится в тренде глобализации и интернационализации высшего образования.
Сегодня мы наблюдаем усиление конкуренции на мировом рынке научно-образовательных услуг, а также значительное увеличение студенческой мобильности по всему миру. В связи с переходом к экономике знаний, изменение роли университета неизбежно: современный университет объединяет в себе образовательную, научно-исследовательскую и социальную функции, что делает его новым типом университета.
Актуальность исследования. Неотъемлемой частью конституционного права граждан является право на образование, закрепленное в статье 43 Конституции Российской Федерации. Проблемы обеспечения данного права напрямую связаны с защитой прав и свобод человека и гражданина в услов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ 6
1.1. Понятие и содержание конституционного права на образование 6
1.2 Международные стандарты в области права на образование 14
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
2.1. Государственные гарантии реализации конституционного права на образование в Российской Федерации 27
2.2. Проблемы реализации конституционного права на образование в Российской Федерации 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИСЕКИЙ СПИСОК 47
БИБЛИОГРАФИСЕКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: http://publication. pravo.gov.ru/document/view/0001202007040001 (дата обращения: 11.06.2023).
2. Всеобщая декларация прав человека: принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948. URL: https://base.garant.ru/10135532 (дата обращения: 11.06.2023).
3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 г. URL: https://ombudsmanrf.org/ombudsman/ document/ezhegodnye_doklady (дата обращения: 11.06.2023).
4. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=10408#0 (дата обращения: 09.04.2023).
5. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm (дата обращения: 09.04.2023).
6. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. (2021). Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 19.03.2023).
7. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 16.04.2024). URL: https://base.garant.ru/70291362 (дата обращения: 11.06.2023).
Список использованной литературы:
8. Барабанова С.В. Проблемы совершенствования административно-правового обеспечения конституционного права граждан на образование в условиях чрезвычайных ситуаций // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения): Междунар. науч.-практ. конф. (21 марта 2021 г.). СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД РФ, 2021. С. 44-48.
9. Безруков А. В. Рассмотрение обращений граждан как элемент конституционно-правового механизма реализации конституционного права на обращение / А. В. Безруков, А. В. Савоськин // Государственная власть и местное самоуправление. — 2020. — № 1. — С. 482.
10. Васильев С. А. Народ и государство: конституционно-правовая парадигма взаимодействия / С. А. Васильев, С. С. Зенин // Государственная власть и местное самоуправление. — 2019. — № 10. — С. 11
11. Вечканова Н.В. Право на образование
Анализ всей системы правовых гарантий и, прежде всего, прав и законных интересов субъектов образовательных отношений в целом и педагогических работников, в частности, не приводит к достижению целей данного пособия. Мы ограничимся несколькими общими замечаниями и выделением наиболее важных групп таких гарантий.
Прежде всего, отмечаем, что все гарантии, по сути, являются юридическими предписаниями (общими обязательствами и/или общими запретами), адресованными государству, его уполномоченным органам, муниципальным органам власти, образовательным учреждениям и их руководящим органам. Иными словами, гарантии прав и законных интересов педагогических работников реализуются путем выполнения соответствующих нормативно-правовых обязательств (соблюдения запретов) указанных субъектов образовательных отношений. Эти обязанности и запреты могут быть сформулированы по-разному, но их суть как гарантий неизменна.
В зависимости от различных критериев мы можем выделить следующие группы правовых гарантий.
1. В зависимости от принадлежности правовых норм, в которых закреплены такие гарантии,