Способность, одаренность и талант. Соотношение понятий.

Скачать хорошую курсовую работу на тему: Способность, одаренность и талант. Соотношение понятий. В работе рассматриваются психологические цветной понятия как предъявить одаренность, заканчивать талант, способности.
Author image
Fadis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
29.09.2024
Объем файла
259 Кб
Количество страниц
50
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
640 руб.
800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

 Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятиям способности и одаренности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. В данной работе рассмотрены такие понятия, как одаренность и способности, с точки зрения дифференциальной психофизиологии.

 Фундаментальной для этой науки является проблема способностей и одаренности, поэтому ей уделено первостепенное внимание. Обсуждение этой проблемы невозможно без рассмотрения вопроса о роли в проявлении и развитии способностей и одаренности социальных условий и врожденных задатков. В качестве последних выступают типологические особенности свойств нервной системы и темперамента, отражающие индивидуально-типические различия в деятельности регуляторных систем, в особенностях протекания центрально-нервных процессов. Это изучение имеет практическую пользу, которая может найти выражение в индивидуальном подходе к человеку в процессе выполнения им учебной и профессиональной деятельности, в процессе общения, коррекции поведения индивидуума.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. СПОСОБНОСТИ. 4

1.1. ПОНЯТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ. 4

1.2. ПОДХОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИИ СПОСОБНОСТЕЙ. 8

1.3. СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ. 13

1.4.ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗРАСТА. 14

2. ОДАРЕННОСТЬ. 16

2.1. ПОНЯТИЕ ОДАРЕННОСТИ. 16

2.2. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ОДАРЕННОСТЬ. 18

2.3. ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ. 19

2.4. «ОБЩИЕ» И «СПЕЦИАЛЬНЫЕ» СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ. 21

3. ТАЛАНТ. 24

4. СПОСОБНОСТИ, ОДАРЕННОСТЬ, ТАЛАНТ – СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .

1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении /Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001 

2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004.- 701с.

3. Мясищев, В. Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. /В. Н. Мясищев; Под  ред. Бодалева.-М.: МПСИ, 2004

4. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. Учебное пособие, Санкт-Петербург, 2000 г 

5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: «Академия», 1996. – 496с. 

6. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Ч М.: Педагогика, 1985

7. Ушакова Д.В. Психология одаренности: от теории к практике М.:ПЕР СЭ, 2000

8. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков.- М.: Наука, 1991.

9. Юнг К.Г. Феномен одаренности//Что такое одаренность

10. : выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты под ред. А.М. Матюшкиной ЧеРо, МПСИ, 2006 с.41-55.

11. Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. – 404 с. 

12. Шадриков В. Д. Способности человека. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -С. 129-178.

13. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. – СПб: Питер, 2005. – 345 с.

14. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл, 2004. – 413 с. 

15. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 592с.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком, 1999.-720с.

17. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: «плюс – минус». - 2000. - № 3. – С. 58-65.

18. Психология: Учебник/ Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. Учпедгиз, 1988. – 614с.

19. Сорокун П.А. Основы психологии: Учеб. пособие. – Псков: ПГПУ, 2005. – 312с. 

20. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Политиздат, 1961. – 503 с. 

21. Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. – 404 с. 

22. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с. 

23. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одарённости // Вопросы психологии. – 1994. - №6. – С. 134-139.

24. Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. -1999. №3. – С. 41-55.

Эти критические замечания, по мнению Ильина Е.П., следует отнести и к пониманию «общих» и «специальных» способностей. Конечно, любая деятельность предполагает необходимость мыслить, но это не значит, будто разные интеллектуальные способности у каждого человека одинаково развиваются и применяются в различных видах интеллектуальной деятельности. Ум математика и шахматиста разный, как и ум политика и ученого, хотя нечто общее, конечно, есть. Различают практический и теоретический ум, поскольку один «силен» в житейских делах, но не может похвалиться успехами в умственном труде на работе; другой, наоборот, успешен как ученый, но «глуп» в бытовом отношении [2].
Взаимоотношение общей одаренности и специальных способностей для разных способностей различно. Чем большую роль в той или иной специальной способности играют специальные задатки (например, связанные с врожденными свойствами соответствующего нервного аппарата) и специальная техника, тем меньшим может оказаться соответствие или даже тем больше диспропорция между специальными способностями и общей одаренностью. Чем менее специфически "технический" характер носит та или иная специальная способность, тем больше ее соответствие, связь и взаимопроникновение с общей одаренностью. Нередко приходится встречать музыкантов со значительными способностями виртуозов-исполнителей и очень невысоким умственным уровнем. Но нельзя быть большим музыкантом, художником, не обладая общей даровитостью. Чем более высокого порядка та или иная специальная способность, тем теснее ее взаимосвязь с общей одаренностью. [6].