Способность, одаренность и талант. Соотношение понятий.
Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятиям способности и одаренности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. В данной работе рассмотрены такие понятия, как одаренность и способности, с точки зрения дифференциальной психофизиологии.
Фундаментальной для этой науки является проблема способностей и одаренности, поэтому ей уделено первостепенное внимание. Обсуждение этой проблемы невозможно без рассмотрения вопроса о роли в проявлении и развитии способностей и одаренности социальных условий и врожденных задатков. В качестве последних выступают типологические особенности свойств нервной системы и темперамента, отражающие индивидуально-типические различия в деятельности регуляторных систем, в особенностях протекания центрально-нервных процессов. Это изучение имеет практическую пользу, которая может найти выражение в индивидуальном подходе к человеку в процессе выполнения им учебной и профессиональной деятельности, в процессе общения, коррекции поведения индивидуума.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СПОСОБНОСТИ. 4
1.1. ПОНЯТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ. 4
1.2. ПОДХОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИИ СПОСОБНОСТЕЙ. 8
1.3. СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ. 13
1.4.ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗРАСТА. 14
2. ОДАРЕННОСТЬ. 16
2.1. ПОНЯТИЕ ОДАРЕННОСТИ. 16
2.2. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ОДАРЕННОСТЬ. 18
2.3. ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ. 19
2.4. «ОБЩИЕ» И «СПЕЦИАЛЬНЫЕ» СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ. 21
3. ТАЛАНТ. 24
4. СПОСОБНОСТИ, ОДАРЕННОСТЬ, ТАЛАНТ – СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .
1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении /Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004.- 701с.
3. Мясищев, В. Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. /В. Н. Мясищев; Под ред. Бодалева.-М.: МПСИ, 2004
4. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. Учебное пособие, Санкт-Петербург, 2000 г
5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: «Академия», 1996. – 496с.
6. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Ч М.: Педагогика, 1985
7. Ушакова Д.В. Психология одаренности: от теории к практике М.:ПЕР СЭ, 2000
8. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков.- М.: Наука, 1991.
9. Юнг К.Г. Феномен одаренности//Что такое одаренность
10. : выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты под ред. А.М. Матюшкиной ЧеРо, МПСИ, 2006 с.41-55.
11. Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. – 404 с.
12. Шадриков В. Д. Способности человека. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -С. 129-178.
13. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. – СПб: Питер, 2005. – 345 с.
14. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл, 2004. – 413 с.
15. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 592с.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком, 1999.-720с.
17. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: «плюс – минус». - 2000. - № 3. – С. 58-65.
18. Психология: Учебник/ Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. Учпедгиз, 1988. – 614с.
19. Сорокун П.А. Основы психологии: Учеб. пособие. – Псков: ПГПУ, 2005. – 312с.
20. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Политиздат, 1961. – 503 с.
21. Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. – 404 с.
22. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
23. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одарённости // Вопросы психологии. – 1994. - №6. – С. 134-139.
24. Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. -1999. №3. – С. 41-55.
Эти критические замечания, по мнению Ильина Е.П., следует отнести и к пониманию «общих» и «специальных» способностей. Конечно, любая деятельность предполагает необходимость мыслить, но это не значит, будто разные интеллектуальные способности у каждого человека одинаково развиваются и применяются в различных видах интеллектуальной деятельности. Ум математика и шахматиста разный, как и ум политика и ученого, хотя нечто общее, конечно, есть. Различают практический и теоретический ум, поскольку один «силен» в житейских делах, но не может похвалиться успехами в умственном труде на работе; другой, наоборот, успешен как ученый, но «глуп» в бытовом отношении [2].
Взаимоотношение общей одаренности и специальных способностей для разных способностей различно. Чем большую роль в той или иной специальной способности играют специальные задатки (например, связанные с врожденными свойствами соответствующего нервного аппарата) и специальная техника, тем меньшим может оказаться соответствие или даже тем больше диспропорция между специальными способностями и общей одаренностью. Чем менее специфически "технический" характер носит та или иная специальная способность, тем больше ее соответствие, связь и взаимопроникновение с общей одаренностью. Нередко приходится встречать музыкантов со значительными способностями виртуозов-исполнителей и очень невысоким умственным уровнем. Но нельзя быть большим музыкантом, художником, не обладая общей даровитостью. Чем более высокого порядка та или иная специальная способность, тем теснее ее взаимосвязь с общей одаренностью. [6].