Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе раскрывается тема «Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих задержку психического развития в условиях интегрированного образования».
Актуальность представленной темы состоит в следующем: на современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями. Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, очень значительно. Соответственно, увеличивается риск школьной дезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР).
В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность интегрированного обучения детей в ДОО - процесса общего образования
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР6
1.1.Дошкольники с задержкой психического развития как субъекты интегрированного образования6
1.2 Основные формы и методы работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития9
1.3 Проблемы реализации психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР14
ГЛАВА 2: ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР В ИНТЕГРИРОВАННОМ ОБРАЗОВАНИИ18
2.1 Анализ программы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих задержку психического развития в ДОУ18
2.2 Исследование влияния психолого-педагогического сопровождения на дошкольника с ЗПР24
2.3.Рекомендации педагогам и родителям по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с ЗПР27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:33
Приложение 1 35
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Акопова, М. А. Исследование специфики развития познавательных психических процессов детей с ЗПР с речевыми недостатками / М. А. Акопова // Мир педагогики и психологии. – 2018. – Т. 4, № 21. – С. 193-202.
Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании / под редакцией Е. А. Медведевой. – 978-5-534-06713-2. – Москва: Юрайт, 2023. – 274 с.
Ватина, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития: методическое пособие / Е. В. Ватина, Н. Н. Журавлева. – Соликамск: СТПИ, 2012. – 68 с.
Ворошнина, О. Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования: учебное пособие / О. Р. Ворошнина, А. А. Наумов, Т. Э. Токаева. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. – 217 с.
Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития / О. В. Защиринская. – Москва: Едиториал УРСС, 2019. – 166 с.
Зволейко, Е. В. Интегрированное обучение детей с нарушениями в развитии / Е. В. Зволейко. – Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 96 с. – ISBN 978-3-659-18217-4.
Иванов, А. В. Технологии психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ: учебное пособие / А. В. Иванов. – Москва: Перо, 2019. – 111 с.
Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 147 с. – ISBN 978-5-7057-3031-5
Кобазова, Ю.В. Психолого-педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР / Ю.В. Кобазова, // Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. – Анапа: ООО «НИЦ ЭСП» в ЮФО (НИЦ «Иннова»), 2019. – С. 37-41.
услуг обучающимся с ОВЗ, накладывают особую ответственность на всех участников образовательного процесса: самих обучающихся, их родителей (законных представителей), а также специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, включающей учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-предметников, медицинского работника, администрацию образовательной организации. При этом огромная роль в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ отводится родителям (законным представителям) самих обучающихся, поскольку государство начинается с семьи. Согласно государственной политике Российской Федерации родители являются главными воспитателями ребенка, они оказывают самое большое влияние на его развитие.
Семья в своей воспитательно-образовательной деятельности нуждается в помощи. Сегодня у родителей много вопросов о том, как обучать и воспитывать ребенка с ОВЗ, где получить услуги по психолого-педагогическому сопровождению, грамотную