Педагогическая журналистика Константина Дмитриевича Ушинского
Введение
Среди многочисленных функций журналистики образовательно-просветительская в последнее время перестала играть ключевую роль в средствах массовой информации. Однако это не отменяет значимость данной функции, ведь в истории России журналистика и педагогика совместно воздействовали на общество. Они распространяют ценности науки и образования, а также повышают культурный уровень населения. В реалиях современного времени, когда большое значение имеет переход образования на новые стандарты и идёт стремительное внедрение инновационных технологий в производственный процесс, проблема поиска новых способов и средств привлечения внимания населения к вопросам просвещения становится как никогда актуальной. Одним из таких средств могут стать средства массовой информации.
Актуальность данной темы заключается в том, что особенности современного общественного развития, а также преобразования и изменения в российской системе образования обусловливают возрастающую значимость педагогической
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы педагогической журналистики 5
1.1. Основные понятия педагогической журналистики 5
1.2. История российской педагогической журналистики конца XVIII – начала XX вв. 7
1.3. Журналистская деятельность К. Д. Ушинского 11
2. Анализ публицистических произведений К. Д. Ушинского 16
2.1. Философия педагогики К. Д. Ушинского 16
2.2. Понятие народной школы в работах К. Д. Ушинского 20
2.3. «Письма о воспитании наследника русского престола» К. Д. Ушинского – рассуждения о формировании интеллектуальной элиты в России 23
Заключение 30
Список использованных источников 32
Список использованных источников
1. Алиева Л.В. К.Д. Ушинский о педагогических правилах воспита-ния человека // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №2. С. 19–31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-d-ushinskiy-o-pedagogicheskih-pravilah-vospitaniya-cheloveka/viewer (дата обращения: 17.05. 2023).
2. Ананьева Е.П. «Проблемы формирования интеллектуальной эли-ты в свете работы К. Д. Ушинского «Письма о воспитании наследника русского престола» / Ананьева Е.П. // Науч.вестник ПНПУ им. К.Д. Ушинского. (Сб. науч. тр.). Спецвыпуск. 2013. Одесса. С. 3–9.
3. Богуславский, М.В. Журналы педагогические (библиография) / М.В. Богуславский, Н.С. Захарьина // Российская педагогическая энциклопе-дия: в 2 т. – М.: Большая Рос. энцикл., 1993–1999. С. 577–580. URL: https://docs.google.com/file/d/0B11HJnXhosBTampjV3dfT3lVaUk/preview (дата обращения: 6.05.2023).
4. Богуславский, М.В., Милованов К.Ю. Педагогическая судьба К.Д. Ушинского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №2. С. 6–18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-sudba-k-d-ushinskogo (дата обращения: 17.05. 2023).
5. Бондаренко Н.И. Традиции отечественной педагогической журналистики и их роль в развитии российского образования: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2010. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004696186.pdf (дата обращения: 6.05.2023).
6. Булыгин А.М. Педагогическая журналистика: теоретический ана-лиз понятия. URL: https://si-sv.com/_ld/0/6_02.pdf (дата обращения: 6.05.2023).
7. Вяземский Е.Е. Вклад великого российского педагога К.Д. Ушинского в отечественную педагогику и образование // Вестник Московского государственного областного университета. 2023. №2. С. 18–26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-velikogo-rossiyskogo-pedagoga (дата обращения: 17.05.2023).
8. Гончаров М.А. «Журнал Министерства народного просвещения» и его роль в формировании научно-педагогического потенциала России в XIX – начале XX века // Библиотековедение. 2012. №2. С. 52–58. URL: https://bibliotekovedenie.rsl.ru/jour/article/viewFile/1110/911 (дата обращения: 18.05. 2023).
9. Гончаров М.А. Русские педагогические журналы и их влияние на общее и педагогическое образование России середины XIX – начала XX вв. (К 150-летию со дня выхода журнала «Учитель») // Проблемы современного образования. 2011. №4. С. 47–59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkie-pedagogicheskie-zhurnaly-i-ih-vliyanie-na-obschee-i-pedagogicheskoe-obrazovanie (дата обращения: 8.05.2023).
10. Днепров Э.Д. Ушинский
Однако с 1850-х гг. К. Д. Ушинский, занимавший должность инспектора в Гатчинском сиротском институте, строил планы об издании собственного журнала, поскольку его прельщала перспектива самостоятельно определять журнальную политику вместо того, чтобы подстраиваться под те правила, что диктовали журналы, в которых он публиковался. Помимо упомянутых изданий, ?Журнал для воспитания?, который затем был переименован и получил название ?Воспитание?, также стал местом публикации работ для К. Д. Ушинского [7, с. 21].
С 1859 г. по 1862 г. К. Д. Ушинский работал в Смольном институте благородных девиц, патронировавшийся женой императора Александра II императрицей Марией Александровной, на должности инспектора. С самого начала работы в институте, в один из первых дней, К. Д. Ушинский подал прошение министру просвещения Е. П. Ковалевскому, надеясь получить право на издание ?критико-философского, педагогического и психологического? журнала ?Убеждение