Особенности эмоциональной сферы подростков
Введение
Актуальность исследования. Психическое развитие и формирование личности невозможно без учета социальной среды, с учетом возникающих социальных связей и межличностных коммуникаций. Однако эта среда может иметь двузначное влияние: как оптимизирующее, так и тормозящее развитие обучающегося. Это относится и к подростковому возрасту. Включающий в себя процессы активной социализации и индивидуализации, пубертатного развития, несомненно, подростковый возраст полон эмоционального неблагополучия, что ведет к нежелательным тенденциях личностного развития, снижению адаптации к изменяющимся ситуациям, появлению различных форм отклоняющегося поведения, трудностям в школьной и внешкольной деятельности подростка. Поэтому своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут воспрепятствовать возникновению перечисленных последствий.
Содержание
Введение………………………………………………………………….............. 3
1 Теоретические основы проблемы изучения особенностей эмоциональной сферы подростков ….…….....................................................................................
1.1 Понятие и составляющие эмоциональной сферы личности....................
1.2 Психологические особенности эмоциональной сферы подростков.......
2 Эмпирическое исследование эмоциональной сферы подростков..................
2.1 Методы диагностики эмоциональной сферы подростков........................
2.2 Организация исследования эмоциональной сферы подростков, обработка и интерпретация полученных данных............................................
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоциональной сферы в подростковом возрасте............................................
Заключение………………………………………………………………..............
Список использованных источников…………………………………................
Приложение А «Данные диагностики на констатирующем этапе исследования»……………………………………………………………………
Список использованных источников
Алексеева, Ф. С. Формирование эмоциональной сферы студента-будущего педагога в процессе профессиональной подготовки : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Алексеева Фаина Сергеевна ; Калининградский государственный университет. – Калининград, 2002. – 21 с. – Текст : непосредственный.
Ананьев, О. Г. Развитие эмоциональной сферы подростков как важного фактора формирования их личности субъектами воспитания / О. Г. Ананьев, Ж. Н. Ананьева. – Текст : непосредственный // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества : историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». – 2021. – № 24. – С. 57–63.
Аттинг, А. Ю. Влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу подростков / А. Ю. Аттинг. – Текст : непосредственный // Интернаука. – 2022. – № 2-2 (225). – С. 26–27.
Барканова, О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы : психологический практикум / О. В. Барканова. – Красноярск : Литера-принт, 2009. – 237 с. – Текст : непосредственный.
Богомолова, Л. В. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни / Л. В. Богомолова. – Текст : непосредственный // Наука и инновации в XXI веке : актуальные вопросы, открытия и достижения : сборник статей XIX Международной научно-практической конференции, 12 июня 2020 года / редактор Г. Ю. Гуляев. – Пенза: Наука и Просвещение, 2020. – С. 184–186. – ISBN 978-5-00159-452-9.
Богослова, Е. Г. Педагогические условия формирования позитивной Я-концепции у подростков средствами художественной литературы / Е. Г. Богослова. – Текст : непосредственный // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 6-2 (113). – С. 365–372.
Богуславский, В. М. Упражнения по логике : пособие для средней школы / В. М. Богуславский. – Москва : Концептуал, 2020. – 173 с. – ISBN 978-5-907172-89-0. – Текст : непосредственный.
Бурминская, Т. В. В
Подростки могут давать объяснение базовых эмоций таких как радость, страх, грусть и другие. В этом возрасте они имеют расширенный словарный запас синонимов эмоций [12]. Указывается на достаточно значимые различия в уровне эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, у мужского пола – значительно ниже. Девушки хорошо понимают эмоции и чувства других людей и видят причины, которые их вызвали, более восприимчивы сочувствовать и сопереживать другим. У подростков мужского пола эмоциональная сфера проявляется высоким диапазоном изменений, настроения и неустойчивостью эмоциональных состояний, неспособностью к эмоциональной регуляции [32; 34].
По мнению З. З. Жамбеевой, подростки в силу возрастных отличий наиболее переживательны с крайними формами их выражения и в конкретных жизненных событиях. Эмоциональное поведение зависит от существующего опыта подростка и силы травмирующего события, способности к саморегуляции.