Исследование самооценки гражданско-патриотической позиции подростков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: «Исследование самооценки гражданско-патриотической позиции подростков» заключается в формировании гражданско-патриотического воспитания достойного гражданина. Подростковый возраст является наиболее оптимальным для воспитания у подростка тех качеств, которые соответствуют развитию социальных интересов и жизненных идеалов.
Гражданско-патриотическое воспитание – одно из сложнейших и социально важных проблем нашего общества, особенно для молодежи, за которой – будущее страны. Очень важно развивать в подростке активную жизненную позицию, подавать пример достойных морально-психологических качеств: ответственность и патриотизм, а также нравственность и порядочность.
Также актуальность данной темы подтверждают нормативно-правовые документы: Конституция Российской Федерации; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ ………………………………………………………….
1.1. Понятие самооценки гражданско-патриотической позиции в психолого-педагогической литературе…………………………………………………
1.2 Возрастные особенности проявления самооценки гражданско-патриотической позиции у подростков …………………………………………
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ …………………………………………………
2.1 Этапы, методы, методики исследования………………………………….
2.2 Характеристика выборки, анализ результатов исследования……………
2.3 Психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по коррекции самооценки гражданско-патриотической позиции подростков ………………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики диагностики самооценки гражданско-патриотической позиции подростков …………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты исследования гражданско-патриотической позиции подростков …………………
Список использованных источников
1. Белаш В. Е. Повышение уровня самооценки старших подростков с помощью военно-спортивных игр / В.Е. Белаш, О.Ю. Солопанова. – Кубанская школа, 2021. – 75-77 с.
2. Валлиулина Е. В. Самооценка личности в молодом возрасте / Е. В. Валлиулина. – Научный вестник Крыма, 2021. – 14 с.
3. Водяха С. А. Особенности самооценки психологически благополучных школьников / С. А. Водяха, Ю. Е. Водяха. – Педагогическое образование в России, 2019. – 68-73 с.
4. Галич Т. В. Коррекция самооценки у старших подростков / Т. В. Галич, О. В. Маркина. – Перспективы науки, 2022. – 135-137 с.
5. Герберова И. А. Особенности развития психологических качеств личности в подростковом возрасте / И. А. Герберова. – Современный педагогический взгляд, 2019. – 62-84 с.
6. Гордеев Е. В. Формирование самооценки у подростков / Е. В. Гордеев. – Новая наука: проблемы и перспективы, 2019. – 180-182 с.
7. Горохова А. А. Исследование особенностей самооценки современных детей и подростков / А. А Горохова, Н. Л Сомова, Е. С. Киричик. – Психология человека в образовании, 2021. – 128-139 с.
8. Давыдова А. П. Развитие самооценки в онтогенезе / А. П. Давыдова. – Гуманитарный трак, 2019. – 12-13 с.
9. Далгатов М. М. Исследование я-образа у подростков c высокой и низкой самооценкой / М. М. Далгатов, Г. Х. Багандова, Б. С. Будайчиева. – Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 2020. – 115-120 с.
10. Джиоева А. Р. Психологические особенности старшего школьного возраста / А. Р. Джиоева, А. А. Терскова, Д. Н. Черткоева. – Дневники науки, 2019. – 15 с.
11. Ермолова Т. В. Формирование мотивации достижения у подростков в современном образовательном пространстве / Т. В. Ермолова, Е. А Балыгина, А. В. Литвинов, А. В. Гузова. – Современная зарубежная психология, 2019. – 7-18 с.
12. Жданов А. А. Особенности я-концепции обучающихся подросткового возраста / А. А. Жданов. – Психология человека в образовании, 2020. – 230-235 с.
13. Киселева Е. А. Исследование самооценки у подростков разного возраста методом Дембо-Рубинштейна / Е. А. Киселев. – Постулат, 2020. – 10 с.
14. Козлов А. М. Формирование патриотизма и гражданственности у подростков в учреждениях дополнительного образования / А. М. Козлов, В. Т. Сопегина. – Профессиональное образование в России и за рубежом, 2022. – 182-191 с.
15. Кривченко Ю. Н. Критерии учета индивидуальных особенностей учащихся / Ю. Н. Кривченко, Г. А. Костина. – Наука через призму времени, 2023. – 99-102 с.
16. Кукубаева А. Х. Особенности самооценки молодежи как компонент самосознания / А. Х. Кукубаева, Г. Т. Куяков, И. А. Тимофеев. – Наука и реальность, 2021. – 11-115 с.
17. Курбатова А. Л. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований / А. Л. Курбатова, А. Г. Пухова, Т. К. Беляева. – Перспективы науки и образования, 2019. – 251-261 с.
18. Куулар С. С. В. Нравственное воспитание подростков как педагогическая проблема / С. С. В. Куулар. – Вестник Тувинского государственного университета. №4 педагогические науки, 2022. – 36-44 с.
19. Любишева Ю. С. Факторы, влияющие на формирование самооценки подростков / Ю. С. Любишева, Т. Н. Кочеткова. – MODERN SCIENCE, 2023. – 514-517 с.
20. Мазилов В. А. Исследование способностей младших школьников и подростков: структурный анализ / В. А. Мазилов, Бугайчук Т. В. – Психология. Психофизиология, 2021. – 14-23 с.
21. Меркулова Т. В. Профессиональное самоопределение молодежи: вызовы современности / Т. В. Меркулова. – Современные проблемы гигиены, радиацонной и экологической медицины, 2020. – 327-336 с.
22. Нечаенко И. Я. Особенности самооценки у подростков / И. Я. Нечаенко. – Современные тенденции развития науки и технологий, 2019. – 150-152 с.
23. Никитина А. А. Взаимосвязь самооценки и детско-родительских отношений у подростков / А. А. Никитина, А. С. Машкина. – Нижегородский психологический альманах, 2020. – 133-141 с.
24. Овчинникова А. Г. Развитие самосознания как психологическая особенность подросткового возраста // А. Г. Овчинникова. – Endless Light in Science, 2022. – 97-102 с.
25. Панчук Е. Ю. Самоценность как основа для формирования самооценки / Е. Ю. Панчук, К. Д. Яцкович. – Современные технологии и научно-технический прогресс, 2022. – 361-362 с.
26. Пугалина Н. С. Учёт возрастных особенностей в организации процесса формирования патриотических ценностей подростков / Н. С. Пугалина. – Научный лидер, 2022. – 110-112 с.
27. Рахмонова Д. З. Самооценка, самоконтроль как механизм самовоспитания подростков / Д. З. Рахмонова, А. Норматов. – Вестник таджикского национального университета, 2019. – 261-265 с.
Подростки с высокой самооценкой, как правило, хорошо относятся к себе и лучше умеют разрешать свои конфликты с другими детьми и сопротивляются решению проблем. Таким образом, ресурсы могут как увеличить индивидуальные навыки, так и облегчить трудности, которые в противном случае снизили бы самооценку.
Как и любая другая форма самооценки, гражданско-патриотическая позиция подростков может быть выражена разными способами. Некоторые подростки могут сильно увлекаться политикой, их общественная активность может быть выражена в участии в школьной жизни, в общественных организациях или других деятельностях, которые имеют связь с гражданской позицией. [16, с. 185] Другие подростки могут проявлять социальную ответственность через проявление чувства заботы о близких, друзьях, своей школе или обществе. Некоторые подростки могут иметь развитую патриотическую позицию и проявлять ее через участие в праздничных мероприятиях, приверженность к своей стране и традициям.