Категорию эмотивности и ее роль в формировании лингвистической компетенции на уроках английского языка в общеобразовательной школе
Введение
Актуальность исследования. В научном сообществе с конца ХХ века наблюдается активное обсуждение важности эмоционального начала в человеке. По мнению ученых, подлинная индивидуальность выражается именно в эмоциональной стороне нашего существа, к которой относятся эмоции, чувства, побуждения, желания, стремления и все то, что составляет духовную жизнь человека (Ш. Балли). Ученые, стоявшие у истоков особой отрасли лингвистики, которая образовалась на стыке психологии и языкознания вследствие принятия антропоцентрической парадигмы в науке, утверждают, что эмоции пронизывают язык на всех его уровнях (Л.Г. Бабенко, Е.Ю. Мягкова, Ю.А. Сорокин, О.Е. Филимонова, В.И. Шаховский и др.). Именно поэтому исследователи настаивают на необходимости изучения эмоционального пространства языковой личности. Отраслью, изучающей вербализацию, выражение и коммуникацию эмоций является эмотиология или лингвистика эмоций (В.И. Шаховский), которая использует достижения психологии, психолингвистики, ко
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения категории эмотивности и ее роли в учебном процессе………………..6
1.1 Категория эмотивности как объект лингвистического исследования……6
1.1.1 Эмоция, эмотивность: определение и дифференциация понятий……...18
1.1.2 Взаимосвязь эмоций и языка……………………………………………...22
1.1.3 Типология эмотивной лексики…………………………………………..29
1.2 Компетентностный подход в обучении иностранному языку в общеобразовательной школе как проблема методики………………………..31
1.2.1 Основы лингвистической компетенции………………………………….36
1.2.2 Особенности формирования лингвистической компетенции школьников при обучении иностранному языку ……………………………………………40
1.3 Место эмотивного компонента в формирования лингвистической компетенции школьников ………………………………………………………42
Глава 2 Опыт использования эмотивного компонента в формировании лингвистической компетенции учащихся на уроках английского языка…...44
2.1 Лексические средства выражения категории эмотивности ……………..44
2.2 Морфологические средства выражения категории эмотивности ………..45
2.3 Синтаксические средства выражения категории эмотивности …………..46
2.4 Опытно-экспериментальная работа автора по использованию эмотивного компонента в формировании лингвистической компетенции учащихся…...47
Заключение……………………………………………………………………….56
Библиографический список…………………………………………………….58
Приложения……………………………………………………………………61
Библиографический список
1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. - М.: Просвещение, 2019. -228 с. – Текст непосредственный.
2. Апресян, Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики / Ю.Д Апресян. – Москва: Наука, 2018. – 129 с. – Текст непосредственный.
3. Арутюнова, Н.Д. Предложение и его смысл / Н.Д. Арутюнова - М.: Языки русской культуры, 1976. - 355с. – Текст непосредственный.
4. Бердичевский, А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку / А.Л. Бердичевский - М. : Высшая школа, 2017. 103 с. – Текст непосредственный.
5. Буянова, Л. Ю., Нечай, Ю. П. Эмотивность и эмоциогенность языка: механизмы экспликации и концептуализации: монография / Л.Ю Буянова, Ю. П. Нечай; Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 201б. 277 с. – Текст непосредственный.
6. Вежбицкая, А. Сопоставление культур через средство лексики и грамматики / А. Вежбицкая - М., 2015. - 272 с. – Текст непосредственный.
7. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. Под ред. М. Кронгауза. - М.: «Русские словари», 2015. - 412с. – Текст непосредственный.
8. Галкина-Федорук, Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке: сборник статей по языкознанию / Е.М Галкина-Федорук. – Текст непосредственный // М., 2017. 199 с.
9. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова - М.: АРКТИ, 2018 - 192 с. – Текст непосредственный.
10. Жельвис, В.И. Эмотивный аспект речи // Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия / В.И Жельвис. Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 2018. - 81с. – Текст непосредственный.
11. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А Зимняя.- Авторская версия. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. 40 с. – Текст непосредственный.
12. Кожина, М. Н. О языковой
Это связано с тем, что слово – основная и в то же время наиболее подвижная единица, которая в обыденном сознании представляет, по словам Н.Д. Арутюновой, всё поле языка. Основной тезис, имевший место в лингвистике тех лет, о том, что имена эмоций не относятся к эмотивным средствам, так как «у языка… нет вторичной знаковой системы, которая бы раскрывала его смыслы» [3], в работах В.И. Шаховского и его последователей рассматривается с иных позиций. Имена эмоций, наряду с лексикой, описывающей и выражающей эмоциональные состояния, составляют систему лексических эмотивных средств, поэтому в понятие эмотивности включается как эмотивная лексика, так и лексика эмоций[20].
В традиционной лингвистике принято считать, что эмоциональное и рациональное – явления, противопоставлены в языке, речи, тексте. Язык привязан к мысли, он действует синхронно с ней, а эмоции дают лишь смутные коннотации, факультативные для понимания семантики слова. Однако этот тезис становится несо