Следственный комитет Российской Федерации и его конституционно-правовой статус.
Введение
В нашем государстве существует большое количество ведомств и организаций, обеспечивающих конституционный строй, но именно силовые структуры, такие как СК РФ, ФСБ и МВД, занимают наиболее важную роль в поддержании правопорядка внутри страны. Далее речь пойдет об одном из трех выше обозначенных органов – Следственном комитете Российской Федерации, потому как он сформирован относительно недавно и его место в правоохранительной системе РФ является исключительным. Исследование также актуально за счёт малой изученности проблемы конституционно-правового статуса организации в связи с ее обособлением от прокуратуры в 2011 году.
Весьма сложными остаются взаимоотношения между Следственным комитетом и прокуратурой. СК РФ, как «молодая» организация, по мнению прокуратуры, должна доказать свою эффективность, иначе проведенная реформа теряет всякий смысл.
Содержание
Тема: Следственный комитет Российской Федерации и его конституционно-правовой статус.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Специфика деятельности Следственного комитета Российской Федерации ……………………………………………………………………..............5
1.1 Суть предварительного следствия……………………………………....5
1.2 История возникновения Следственного комитета……………………...7
1.3Определяющее понятие Следственного комитета Российской Федерации…………………………………………………………………………………...11
Глава 2. Конституционный статус Следственного комитета Российской Федерации…………………………………………………………………………….15
2.1 Значение конституционного статуса……………………………………15
2.2 Конституционный статус СК РФ………………………………………..18
2.3 Система СК РФ……………………………………………………………22
Глава 3. Роль Следственного комитета Российской Федерации при обеспечении основных конституционных прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………………………….26
3.1 Реализация положений конституции Следственным комитетом Российской Федерации…………………………………………………………………......26
3.2 Анализ эффективности работы СК РФ по мнению общества…………28
Заключение……………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………….35
Список литературы
Нормативные и иные правовые акты:
- Конституция РФ: принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 5.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Опубликована на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // Текст Федерального конституционного закона опубликован в "Российской газете" от 23 июля 1994 г. N 138-139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. N 13 ст. 1447
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // Опубликован в "Российской газете" от 22 декабря 2001 г., № 249 (2861)
- Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 30 декабря 2010 г. N 296.
- Федеральный закон "Об оружии" от 13.12.1996 N 150-ФЗ (последняя редакция) // Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 декабря 1996 г. N 51 ст. 5681, в "Российской газете" от 18 декабря 1996 г. N 241.
- Указ Президента РФ от 14 января 2011 г. N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 17 января 2011 г. N 6, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 января 2011 г. N 4 ст. 572.
Литература:
- Большой юридический словарь / под ред. А. В. Малько. М., 2009.
- Василенко В. А. Понятие предварительного расследования и его значение в уголовном процессе России// Общество: политика, экономика, право.2019. №1.
- Дотдаева О. Н. К вопросу о понятии и структуре конституционно-правового статуса// Труды Института государства и права Российской академии наук. 2013.№2.
- Лобова Т.С. Понятие и структура конституционно-правового статуса Министерства энергетики РФ // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. сборник материалов ХXXIII Международной научно-практической конференции. 2017.
- Лоза Т.В. История создания и становления следственного комитета Российской Федерации// Наука. Общество. Государство. 2013.№1.
- Панферов М.В. Понятие уголовного преследования: содержание, формы и виды// Законность и правопорядок в современном обществе. 2010.№2-2.
- Романовский Г.Б. Правовой статус Следственного комитета Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. 2013.№1.
- Самарина Е.С. Категория Правовой статус личности» в теоретико-правовой науке // Ленинградский юридический журнал.2013. №2. С. 25.
Информационные ресурсы сети Интернет:
- Чем занимается следственный комитет? Основные задачи и принципы деятельности//https://bgvesti.ru/42695.html (Дата обращения: 22.03.2021).
- Следственный комитет Российской Федерации. История. Официальный сайт// http:// sledcom.ru/sk_russia/calendar (Дата обращения: 21.03.2021).
- Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы аналитический отчет по результатам социологического исследования на тему: «Мониторинг общественного мнения по вопросам обеспечения безопасности» С.43// https://www.mos.ru/upload/documents/files/8263/Secure.pdf (Дата обращения: 11.04.2021).
- Правило Миранды// https://zakon.ru/blog/2020/4/28/analogiya_pravila_mirandy_v_rossii(Дата обращения: 22.04.2021).
С приходом ко власти Петра Великого началась Эпоха реформ, которая затронула все аспекты жизни государства. Институт следствия не был исключением. Во время проведения судебной реформы разрешилась главная проблема уголовного производства: предварительное следствие было отграничено от правосудия. С этого момента и начали появляться самостоятельные профилированные розыскные органы. Рождение первых специализированных следственных учреждений ознаменовалось 1713 годом. «Майорские» канцелярии вели розыскные мероприятия касаемо важнейших преступлений, которые посягали на основы государственного устройства, в частности, коррупционных проявлений: взяточничества, служебных подлогов, казнокрадства и т.д. Данные структуры с первых дней своего существования охраняли интересы государства и подчинялись непосредственно царю.
После кончины императора идея о независимости следственных органов была надолго забыта. Функциями предварительного расследования стали наделяться суды, полицмейстерская канцелярия и подобные им органы. По большему счету следствие было отдано в руки административного аппарата. Инквизиционная деятельность расширила свое влияние: теперь следствие велось по преступлениям любого разряда. Опираясь на исторические справки Т.В. Лоза обозначает: «Указом императора Александра II от 08.06.1860 были учреждены должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков».