Межпредметные связи в факультативном курсе «Природные особенности Ростовской области»
ВВЕДЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа представляет собой общую методологическую оценку и комплекс методик реализации межпредметных связей на факультативном курсе. На данном этапе разработка включает в себя следующие виды работ: описание и анализ выдвинутого понятия, функций и видов межпредметных связей, разбор методов и подходов реализации междисциплинарных связей на факультативном курсе, разработка интегрированного урока двух наук при подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ, а также нахождение связи географии и истории, как изучение исторических территорий Ростовской области с использованием географических карт для уточнения природных условий.
Достаточно недавно нетрадиционным подходам обучения стали уступать современные традиционные, в рамках которых каждый урок посвящается изучению отдельного предмета. Тем самым, для учителей это стало большим преимуществом в выборе форм и методов обучения, благодаря демократизации образовательной сферы.
Актуальность данной темы связана с использ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 6
1.1 Понятие и виды межпредметных связей 6
1.2 Функции межпредметных связей 9
1.3 Классификация межпредметных связей 10
1.4 Межпредметные связи как важнейший фактор оптимизации процесса обучения и повышения его результативности 12
1.5 Методика реализации межпредметных связей в факультативном курсе 16
2 ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 18
2.1 Характеристика ГП Ростовской области 18
2.3 Климатические условия Ростовской области 22
2.4 Характеристика водных объектов 24
2.6 Особенности формирования и типы почв 28
2.7 Животный и растительный мир 31
2.8 Типичные ландшафты 31
2.9 Опасные природные явления 32
2.10 Особо охраняемые природные территории Ростовской области 36
3 РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ФАКУЛЬТАТИВНОМ КУРСЕ «ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» 41
3.1 Применение межпредметных связей двух наук, географии и физики, как интегрированный урок при подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ 41
3.2 Связь географии и истории, как изучение исторических территорий Ростовской области с использованием географических карт для уточнения природных условий 48
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 56
Список использованных источников и литературы
1. Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе: межвузовский сборник научных трудов. Редкол. : А. В. Усова и др. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1982. 157 с.
2. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи и познавательный интерес в обучении школьников // Народное образование. 1988. № 2. с. 70–72.
3. Душина И. В., Таможняя Е. А., Пятунин В. Б. Методика и технология обучения географии в школе. М. : ACT Астрель, 2002. 203 с.
4. Зверев И. Д. Взаимная связь учебных предметов. М. : Знание, 1977. 64 с.
5. Крылова О. В. Интересный урок географии: книга для учителя. М. : Просвещение, 2000. 95 с.
6. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М. : Просвещение, 1981. 96 с.
7. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. Ленинград: Просвещение, 1988. 192 с.
8. Зональные системы земледелия Ростовской области (на период 2013–2020 гг.) в 3 ч. Ч. 1. Ростов н/Д.: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, 2012. URL: http://don-agro.ru (дата обращения: 04.05.2023).
9. Берулава М.Н. Интеграционные процессы в образовании/ М.Н. Берулава // Интеграция содержания образования в педагогическом ВУЗе. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 1994. – с.3–9.
10. Карасев В.П. Интеграции в системе технических как фактор повышения качества подготовки специалистов / В.В. Карасев // Интеграционные процессы в системе высшего образования. – Л: ЛИЭИ, 1980. – с. 80–85.
Ростовская область, как яркий представитель южной поясной зоны, имеет свои особенности в агропромышленном комплексе. Расположение южного региона также оказывает значительное влияние на функционирование транспортной системы юга России и зоны Каспийского моря. Таким образом, можно сделать вывод, что на основе изучения географического положения Ростовской области могут быть использованы решения широкого круга задач в технологической, экономической и научной сферах и для прогнозирования показателей развития России в целом.
2.2 Морфологическая характеристика и рельеф Ростовской области
Изучая рельеф Ростовской области, можно сделать вывод, что он в основном равнинный. На западе области расположен Донецкий кряж, высота которого достигает 253 м., на севере – Донской кряж, на юге – Сальско-Манычская впадина. Ростовская область и вся ее поверхность разделены речными долинами, оврагами и балками-балочками-промоинами. Высота холмов и низменностей колеблется от 230 до