Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни на уроках основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% обучающихся средних общеобразовательных организаций в возрасте от 6,6 до 17 лет (включительно) можно назвать абсолютно здоровыми, более 50 % имеют различные патологии, а около 40 % входят в группу риска. Среди самых распространенных заболеваний школьников: кишечные инфекции, анемия, гастрит, увеличение щитовидной железы, нарушение остроты зрения и осанки, плоскостопие и заболевания полости рта (кариес). Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья школьников является формирование у них установки на здоровый образ жизни, которое должно начинаться с самого раннего возраста под влиянием близкого окружения – семьи и друзей, и происходить непрерывно и целенаправленно.
Содержание
Введение…………………………………………………………….......... 3
Глава 1 Теоретические основы здорового образа жизни….................... 6
1.1 Научные основы здорового образа жизни.......................................... 6
1.2Психолого-педагогические основы формирования культуры здорового образа жизни на уроках ОБЖ у обучающихся 10-11 классов.......................................................................................................... 8
1.3 Методические основы формирования культуры здорового образа жизни на уроках ОБЖ................................................................................. 10
Глава 2 Методика формирования у обучающихся культуры здорового образа жизни на уроках ОБЖ в 10-11 классах....................... 14
2.1 Методические рекомендации по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни............................................................ 14
2.2 Организация и результаты опытной экспериментальной работы... 32
Заключение………………………………………………………….......... 40
Выводы………………………………………………………………......... 42
Список литературы………………………………………………............. 44
Приложение А ............................................................................................ 46
Список литературы
- Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2016. - 368 с.
- Безруких М.М, Сонькина В.Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Триада-фарм. Методические рекомендации –2002. – 114 с.
- Бурдина Б.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях модернизации// Психологическое сопровождение образовательного процесса: Сборник научно-методических материалов. Вып. I. – Саранск: МОРМ, МРИО, 2005.
- Брехман И.И. Введение в валеологию – наука о здоровье.–1987.–125 с.
- Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - М.: Феникс, 2015. - 179 с.
- Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 2016. - 560 с.
- Ерёменко Н.И. Профилактика вредных привычек. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
- Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. – 2005. – №3.
- Залыгин В. Проблема здравообразования // ОБЖ: Основы безопасности жизни. – 2006.
- Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека. // Валеология . – 1982. - № 1, С.49 – 58, № 4, С. 29 – 33.
- Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. – М.: Аспект пресс, 2000. – 147 с.
- Куценко, Г. И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И. Куценко, Новиков Ю.В. - М.: Профиздат, 2017. - 256 с.
- Кучма, В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М.: Просвещение, 2000.
- Лисицин Ю.П., Полунин И.В. Здоровый образ жизни ребенка./ 1984. – 380 с.
- Лядова Н.В., Аносова Ю.А., Кожарская В.И., Ослон В.Н., Мицкевич С.С. Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний: Учебно-методическое пособие. – Пермь: ПОИПКРО, 2002. – 272 с.
- Митяева, А. М. Здоровый образ жизни / А.М. Митяева. - М.: Асаdеmiа, 2018. - 144 с.
- Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / М.А. Морозов. - М.: СпецЛит, 2016. - 176 с.
- Мурзакаева Ф.Г. Здоровье, развитиме, личность – Уфа, 1987. – 280 с.
- Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2016. - 256 с.
- Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. -2005. – №6. – С. 37–44.
- Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у школьников // Народное образование. – 2006. – №8. – С. 90–94.
- Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.- №2.- С.19-22.
- Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. М.: «ВАКО», 2006г
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
- Текучева, Лариса Здоровый образ жизни. Правильное питание / Лариса Текучева. - М.: Drugое Rеshеniе, 2015. - 449 с.
- Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 2007, №2 с. 74
В связи с высокой актуальностью и значимостью проблем обеспечения, как здоровья детей, так и качества образования в настоящее время в образовании всё более распространённым становится термин «здоровьесберегающее образование». Здоровьесберегающее образование обеспечивает необходимые условия для полноценного естественного развития обучающихся и способствует формированию у них осознанной потребности в здоровье, пониманию основ ЗОЖ обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья.
Здоровьесберегающее образование включает участников этого процесса, а также соответствующие цели (здоровьесбережения), содержание и здоровьесберегающие технологии.
Технология — это прежде всего системный метод создания, применения и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Нет какой-то единственной уникальной технологии здоровья. Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько хорошо при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.