Выявление изменений в аудиторской деятельности в связи с введением МСА
ВВЕДЕНИЕ
Неотъемлемой частью рыночной экономики и инфраструктуры рыночной экономики в целом является развитие и функционирование рынка аудиторских услуг. Как и все институты и все, что когда-либо было задумано и создано, аудиторские организации имеют свою историю. Путь становления аудита как профессиональной деятельности недолгий. Аудит в современном понимании начал формироваться в 19 веке в Великобритании с развитием рыночных отношений. Этот факт сопровождался массовыми банкротствами компаний и требовал особых форм организационного контроля.
В последние годы термин "аудит" стал очень широко использоваться в нашей стране и ассоциироваться с различными видами деятельности экономических агентов. Такая распространенность обусловлена тем, что аудит, как профессиональная предпринимательская деятельность, затрагивает многие сферы общественной жизни. Например, в мировой практике существует множество видов аудита в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта, такие как эк
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕР И РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА АУДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 7
1.1. Цели и этапы перехода российских аудиторских организаций на международные стандарты 7
1.2. Основные задачи и принципы аудиторской деятельности в соответствии с Международными Стандартами Аудита 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫХ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА И ДЕЙСТВОВАВШИХ РАНЕЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
2.1 Сравнение концептуальных вопросов стандартизации и организации аудиторской деятельности 23
2.2 Сравнение стандартов, раскрывающих процедуры и результаты аудиторских проверок 28
2.3 Результаты сравнительного анализа ФСАД и МСА 34
ГЛАВА 3. ИМЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА 40
3.1 Связь международных стандартов аудита с национальными нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность 40
3.2 Современное состояние разработки российских стандартов аудита в соответствии с международными стандартами аудита 42
3.3 Сравнение российского и западного подходов к проведению аудиторских проверок 45
3.4 Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. от 29.05.2019)
2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ (в ред. от23.04.2018)
3. Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 №214-ФЗ (в ред. от 25.12.2018)
4. Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 №215-ФЗ (в ред. от 29.07.2018)
5. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ (в ред. от29.07.2018)
6. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 №315-ФЗ (в ред. от 03.08.2018)
7. Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 №41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» (в ред. от 15.05.2018)
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.10.2015 №728н «Об утверждении профессионального стандарта «Аудитор»
9. Приказ Минфина России от 09.01.2019 №2н «О введении в действие Международных Стандартов Аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства Финансов Российской Федерации»
10. Приказ Минфина России от 09.03.2017 №33н «Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих аудиту услуг»
11. Приказ Минфина России от 26.09.2017 №147н "О признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности" 74
12. Международный Стандарт Аудита 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» (утв. Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н)
13. Международный Стандарт Аудита 210 «Согласование аудиторских заданий» (утв. Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н)
14. Меж
В ФПСАД 12 приводится перечень обязательных и дополнительных условий договора оказания аудиторских услуг, случаи необходимости изменения аудиторского задания и формальное оформление его изменения, а также пример Письма о проведении аудита [38], документа, который может предварять подписание договора в процессе переговоров. МСА 210 очень похож на рассмотренный стандарт, но подходит к вопросу о согласовании условий с теоретической позиции: помимо важнейших положений договора в нём описаны обязательные условия, при которых проведение аудита возможно в принципе [13].
Упоминавшийся в первой части диссертации ФПСАД 24 «Основные принципы Федеральных Правил (Стандартов) Аудиторской Деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» не имеет аналога в Международных Стандартах Аудита. Зато сопоставим с двумя иными видами стандартов: Международными Стандартами Со