Карточные платежные системы особенности развития на современном этапе
ВВЕДЕНИЕКарточные платежные системы - это инфраструктуры, которые обеспечивают процесс электронных денежных переводов и позволяют пользователям производить платежи с помощью банковских карт.
Основными участниками в карточных платежных системах являются:
Эмитенты карт (банки или финансовые организации), которые выпускают банковские карты и предоставляют их клиентам.
Акционеры платежной системы, которые устанавливают правила и алгоритмы для проведения транзакций.
Торговые точки, которые принимают оплату картой за товары и услуги.
Пользователи (владельцы карт), которые используют карты для совершения платежей.
Карточные платежные системы являются надежными и удобными инструментами для совершения электронных платежей, что делает их все более популярными среди потребителей в разных странах мира.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ БАНКОВСКИХ КАРТ 7
1.1 Понятие, виды и особенности платежной системы 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование операций с использованием банковских карт на территории Российской Федерации 14
1.3. Роль банковских карт в платежной системе Российской Федерации 20
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «АЛЬФА-БАНК» НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ КАРТ 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «Альфа-Банк» 24
2.2 Анализ организации работы с банковскими картами в АО «Альфа-Банк» 33
2.3. Сравнительный анализ условий дебетовых и кредитных карт в коммерческом банке 41
3 ВЫЯВЛЕННЫЕ НЕДОСТАТКИ И РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОАНИЮ СИСТЕМЫ РАСЧЁТОВ С ИПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 52
3.1 Предложенные мероприятия по совершенствование системы 52
расчетов с использованием банковских карт в коммерческом банке 52
3.2 Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 31.01.2016) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994г. // Электронный ресурс СПС КонсультантПлюс.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Электронный ресурс СПС КонсультантПлюс.
3 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86–ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Электронный ресурс СПС КонсультантПлюс.
4 Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1–ФЗ «О банках и банковской деятельности» // Электронный ресурс СПС КонсультантПлюс.
5 Федеральный закон от 27.06.2011 № 161–ФЗ «О национальной платежной системе» // Электронный ресурс СПС КонсультантПлюс.
6 Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».
7 Положение Центрального банка Российской Федерации от 04.07.2012 № 384–П «О платежной системе Банка России» // Электронный ресурс СПС КонсультантПлюс.
8 Положение Центрального банка Российской Федерации от 24.12.2004 № 266–П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» // Электронный ресурс СПС КонсультантПлюс.
9 Алиев Б.Х., Идрисова С.К., Рабаданова Д.А. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие. – М.: Инфа-М, 2018. – 228 с.
10 Ануреев. В. Проблема сущности безналичных денег // Бизнес и банки, 2018. – 67 с
11 Батаев А.В. Анализ динамики российского рынка банковских пластиковых карт // Евразийский научный журнал. – 2019. – № 1. – С. 39–41.
12 Бичева Е.Е., Становление и перспективы развития пластиковых банковских карт. – М: Издательство Инфра-М, 2018.
13 Булатова А.И. Особенности современных технологий продвижения новых банковских продуктов и услуг. – М.:Интернет-журнал Науковедение, 2019. – С. 43-45.
Российским банкам необходимо развивать свой карточный рынок, учитывая трудности внедрения пластиковых карт международных платежных систем и необходимость развития безбумажных технологий в России. Существующие российские пластиковые карты в основном используются как дебетовые карты для получения наличных и оплаты покупок в небольшом количестве магазинов. Банки могут выбрать два пути развития: предоставление услуг узкому кругу клиентов со значительными денежными суммами, особенно в иностранной валюте для расчетов за пределами страны, или ориентация на широкий круг людей, которым карты облегчили бы использование российских рублей, в первую очередь на внутреннем рынке.