Я-концепция, как фактор личностного самоопределения в ранней юности
ВВЕДЕНИЕ
Первый юношеский возраст - это период становления личности человека. Наиболее важными характеристическими особенностями данного периода являются значительные изменения в осознании и принятии себя, что является решающим фактором для дальнейшего развития и становления личности.
Понимание внутреннего мира личности всегда привлекало ученых и философов. Сознание, самосознание - это одна из самых важных проблем в философии и психологии. Они имеют большое значение для изучения сознания и самосознания, так как они являются методологическими основаниями для решения многих практических проблем, в том числе и тех, которые связаны с адаптацией к жизни.
Самосознание, самопознание являются особыми качествами человека, которые позволяют ему осознавать себя в качестве субъекта общения, взаимодействия и действия. Итогом процесса самопознания является динамическое представление о себе, связанное с его оцениванием. Эту систему называют Я-концепция.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
1.Теоретический анализ Я-концепции в раннем юношеском возрасте………..5
1.1 Самосознание и его место в психической организации жизни человека .5
1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции .............................................6
1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник формирования
Я-концепции……………………………………………………………......11
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности .............................................13
1.5 Вывод по первому разделу…………………………………………………16
2. Практическое изучение Я-концепции как фактора личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте………………………………16
2.1 Определение показателей личностного самоопределения в ранней
юности……………………………………………………………………………16
2.2 Практическая часть исследования…………………………………………17
Выводы по второму разделу………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………………21
Список литературы...................................................................................................22
Приложения………………………………………………………………………...25
Список литературы
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1986.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №4. С.23-24.
Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.,1979.
Бодалев А. Я-образ и Я-концепция в характеристике «Я» // Мир психологии. 2002. № 2. С. 36.
Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в 6 т. Т.4.С. 5-220; С. т.,1983. 244-269.
Возрастная психология [Электронный учебник] – Режим доступа: https://chukotkabezsirot.chao.socinfo.ru/media/2019/01/25/1274339953/Vozrastnaya_psixologiya_uchebnik.pdf (дата обращения 10.05.2023).
Гогицаева О.У. Динамика межличностных отношений подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4. С. 38–41.
Джеймс У. Психология. М.,1991.
Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. // Ценностные ориентации и интересы школьников.,1983, с. 27-36.
К. Долджин, Ф. Райс. Психология подросткового и юношеского возраста: Питер; СПб.; 2012
Кон И.С. Психология ранней юности.М.,1989.
Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.
Кайгородов Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте. Астрахань: Изд-во Астрах. пед. ун-та, 1999. 159 с.
Крайг Г. Психология развития. СПб., Питер, 2000.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М..1975.
Новоприходько А.К. К проблеме соотношения образа Я и самосознания // Вопросы психологии, 1992, № 1-2.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.,1989.
Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми. - В кн. Изучение мотивации поведения детей и подростков /под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной.
3. Поведенческие составляющие концепции Я являются потенциальными поведенческими реакциями, т.е. конкретными действиями, которые можно вызвать посредством образа Я или самооценки. Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции заключается в том, что, как в комплексе установок, объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми, что оказывает очень сильное влияние на деятельность человека, его поведение, взаимоотношения с окружающими.
Выделяя три основных составляющих Я-концепции, не стоит забывать, что образы Я и Самооценки подлежат лишь условной концептуальной различке, потому что они в психологическом плане неразрывно связанны. Образы и оценки своего