Особенности социально-психологической адаптации в вузе у юношей и девушек
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования социально-психологической адаптации студентов обусловлена ее влиянием на успешность их обучения в университете и включенность в студенческую жизнь. Изменения, происходящие в жизни первокурсников, могут иметь не только позитивный, но и негативный характер: вызывать эмоциональный дискомфорт, тревогу, влиять на успеваемость и удовлетворенность учебным процессом. В ходе обучения в университете студенты постепенно адаптируются к новым условиям, однако специфика процесса адаптации отражается на их дальнейшей судьбе. В связи с этим для проведения эффективных мероприятий, направленных на повышение социально-психологической адаптации студентов, важно знать факторы, которые способствуют и препятствуют процессу адаптации.
Изучению адаптации студентов посвящено много научных работ. Авторы сходятся во мнении о том, что это сложное, многофакторное явление, но выделяют различные его составляющие. Так, одни под адаптацией студента понимают процесс приведения
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
1.1 Теоретический анализ проблемы социально-психологической
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
2.1 Материал исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ПОЛА СТУДЕНТОВ
3.1 Оценка социально-психологической адаптации у студентов-девушек
3.2 Оценка социально-психологической адаптации у студентов-юношей
3.3 Сравнительный анализ социально-психологической адаптации у юношей и девушек
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Барлас Т.В. Особенности психической адаптации к мегаполису и копингстратегий у студентов // Психология стресса и совладающего поведения : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Кострома, 26–28 сент. 2013 г.). Кострома, 2013. С. 12–13.
Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» - 2014 г. С. 2-3.
Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе. Психолого-педагогические исследования 2010 г. Том 2. № 2
Кузнецова С.А., Климов М.Н. Изучение копинг- стратегий и осмысленности жизни у студентов вуза с разными миграционными установками // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Кострома, 26–28 сент. 2013 г.). Кострома, 2013. С. 35–37.
Ермаченко Н.А., Зайцева О.В., Середа В.А. // Исследование особенностей адаптации первокурсников к условиям обучения в педагогическом вузе - Педагогическое образование в России. - 2017. - №2
Киселева Е.В., Киселев Н.Н. // Адаптация студентов в высшем учебном заведении: анализ затруднений, поиск ресурсов. - Профессиональное образование. - 2019
Лосева А.А., Телина И.А. // Социально-психологические аспекты адаптации студентов к образовательным условиям вуза. - Профессиональное становление и развитие личности. - 2018
Носова Е.В., Резник С.Д., Черниковская М.В. // Адаптация студентов первокурсников к условиям обучения в университете. Опыт, проблемы, перспективы. - Вестник КемГу Серия Гуманитарные и общественные науки
Приложение А
Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
Нет желания раскрываться перед другими.
Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
Предъявляет к себе высокие требования.
Часто ругает себя за сделанное.
Часто чувствует себя униженным.
Сом
А. И. Жмырикова определяет социально-психологическую адаптацию как сложный диалектический, многоуровневый и иерархически организованный процесс взаимодействия личности и социальной среды, приводящий к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и среды, реализации внутриличностного потенциала в конкретных условиях жизнедеятельности при благоприятном эмоциональном самочувствии. Важность изучения адаптации человека заключается в том, что в этом процессе взаимодействуют две сложные системы: личность и среда, представляющая собой мир человеческих общественных отношений, возникший в процессе исторического развития между человеком и внешней природной средой. Личность и среда могут проявляться и как субъект, и как объект воздействия.