Теоретические основания исследования особенностей развития нравственной сферы дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время, когда мы видим происходящие глобальные изменения в обществе, одним из важных и приоритетных направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста становится развитие гражданско-патриотических качеств. Данные качества в людях направляют все ресурсы на укрепление общества и страны. Патриотизм в каждом человеке способствует формированию положительной картины мира, чувства спокойствия и безопастности. Это консолидирует людей, представляет их значимость и ценность в своем государстве. Гражданско-патриотические качества не развиваются у ребёнка сами собой и для их созревания ключевым компонентом является художественная литература. Ознакомление с художественным словом может идти совместно как с устным народным творчеством, так и краткими, но значимыми произведениями о Родине и ее истории.
Гражданско-патриотические качества формируются в процессе усвоения знаний, ценностей и определяются через отношение к своей малой родине
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития гражданско-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы………………………………………………………………………..7
Сущность и содержание понятий «патриотизм», «гражданственность».
Возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………10
Влияние художественной литературы в развитие гражданско-патриотических качеств старших дошкольников……………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…................................................................................................. 17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….. 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод. пособие. М.: ЦГЛ, 2004. 252 с.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. 573 c.
3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.
4. Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) . М.: Скрипторий, 2007. 96 с.
5. Князева О. Л. Маханева М. Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб: Детство-Пресс, 2010. 304 с.
6. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет:Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007. 224с.
7. Лихачев Д.С Заметки о русском. Изд.2-е., доп. изд. М.: Писатель и время, 1984. 62 с8. Лихачев Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. сост., подг. текста, вступ. ст. Д. Н. Бакуна. М.: Рос. фонд культуры, 2006. 336 с.
9. Нефедова, А. С. Контекстное образование как средство патриотического воспитания : монография. А. С. Нефедова. Чита : ЗабГУ, 2020. 240 с.
10. Ривина Е.К. Российская символика: Методическое пособие к иллюстративно-дидактическому материалу для дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2004. 72с.
11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.Киев: Радянська школа, 1974 г.288 с.
12. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Педагогика : учеб. пособие. 1999. 512 с.
13.Филонов Г.Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.160 с.
14. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 520 с.
15. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР,1953. 772с.
Очень важно, чтобы детям было дорого все созданное старшими поколениями, все добытое и завоеванное в тяжелой борьбе за свободу и независимость Отечества, за счастье трудящихся» [11].
По определению Г.Н. Филонова, «гражданственность» – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений» [13].В толковом словаре В.И. Даля: «Гражданственность – состояние гражданской общины, понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества» [2].