Психологические особенности отношения мотивации социально-активных студентов
Введение
Активное развитие и функционирование образования в качестве социальной структуры в обществе обусловлено различными условиями, к числу которых относятся такие, как экономические, социально-культурные, политические и другие. Образование вместе с иными формами социальной действительности (религией, наукой, сферой культуры) переживает достаточно сложные и неоднозначные времена. В первую очередь кризисные явления отражаются на образовательной сфере. Вместе с тем, социум в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, которое выполняет социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими и устойчивыми знаниями в собственной профессиональной области, быстро разбирающихся в активной динамике изменений жизни, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к активному участию в жизни общества.
При таких условиях с особой актуальностью выдвигается проблема адаптации подрастающего поколения к постоянно меняющимся требованиям социума. Решение такой
Содержание
Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты психологических особенностей отношения студентов к организационно-общественной деятельности в вузе 6
1.1 Сущность и особенности организационно-общественной деятельности в вузе 6
1.2 Отношение студентов к организационно-общественной деятельности в вузе 11
1.3 Процесс развития психологических особенностей мотивации социально-активных студентов 19
Глава II Эмпирическое исследование психологических особенностей отношения студентов к организационно-общественной деятельности в вузе 27
2.1 Программа эмпирического исследования 27
Ключ к форме Б. 29
2.2 Результаты эмпирического исследования 30
2.3 Рекомендации по формированию у студентов мотивации к социально активной деятельности в вузе 34
Заключение 39
Список литературы 42
Список литературы
Абраменко Н.Ю., Фишбейн М.Х. Интенции вузовского воспитания, или о студенческом самоуправлении // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 6 (79). – С. 5-7.
Анцигина Л.К., Колесникова М.В. К проблеме социальной активности личности в современных условиях // Образование и культура в Западно-Сибирском регионе: история, перспективы и проблемы взаимодействия. Тюмень-Тобольск-Тара: Материалы региональной научно-практической конференции // Под ред. Н.В. Чекалевой. – Тара, 2006. – Ч.2. – С. 174-176.
Асанова И.М., Дерябина С.О., Игнатьева В.В. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Академия, 2012. – 192 с.
Атаманова И.В., Богомаз С.А. Ценностные и деятельностные ориентации вузовской молодежи: выбор между безопасностью и инновационностью // Science for Education Today. – 2021. – № 1. – С. 59-72.
Бабочкин П.И. Социализация молодежи: опыт, проблемы, мероприятия // Социально-гуманитарные знания. – 2019. – № 1 – С. 28.
Баженова Н.Г. Особенности социальной активности студентов, вовлеченных в общественную деятельность // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2015. – № 1. – С. 21-29.
Бережная А.В. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи // Научная палитра. – 2016. – № 4. – С. 20.
Видякова Ю.Е. Роль и значение молодежной политики в современной России // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. ‒ 2017. ‒ № 3. ‒ С. 20-21.
Вилков А.А., Попонов Д.В., Козлова М.С., Бурданова А.С. Ресурсный потенциал региональных вузов в сфере реализации задач общественной дипломатии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. – 2018. – № 3. – С. 306-311.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. Социология молодежи: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 575 с.
Володина Е.С. Актуальные проблемы воспитания социальной активности современной молодежи //
Проблема социализации также рассматривается в качестве основной и, пожалуй, животрепещущей. Так, современное общество характеризуется значительным разрывом между поколениями. Старшее поколение очень часто может не оказывать содействия в том, чтобы молодежь успешно реализовывала процессы социализации. Однако более страшным явлением становится то, когда старшее поколение тормозит процессы социализации молодежи. Из-за таких явлений происходит усиление конфликтности, а также развитие поведения, характеризующегося, как девиантное [50].
Завершающая проблема заключается в профессиональной подготовке молодежи, а также в их труде и занятости. Молодое поколение утрачивает интерес к трудовой деятельности, поскольку не может удовлетворить свои потребности с помощью добросовестного труда.
Стоит обратить внимание на тенденции ценностного сознания молодежи. Понимание этих тенденций необходимо не только для молодежи, но и для других социальных групп, чтобы корректировать социально-экономическую политику, реализуемую государством. [26].
Для современного общества характерны достаточно сложные особенности в формировании ценностей и отношения к ним. В настоящее время реализуется множество вариантов жизненных стратегий, при которых смещаются различные и противоречивые ценности. Такие обстоятельства могут усиливать моральную