Деятельность органов прокуратуры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, защита прав и свобод человека - это обязанность Российской Федерации. В Конституции содержатся принципы, в основе которых лежит правозащитный процесс и роль правоохранительных органов по его обеспечению.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Данное определение, закрепленное в Федеральном Законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» подтверждает правозащитный характер её деятельности. Отношения, возникающие в современном обществе, регулируются бесчисленным множеством нормативно-правовых актов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ..…5
§1.1.Прокуратура России: история и современность………………………5
§1.2.Прокуратура как надзорный орган в Российской Федерации………..8
Глава 2. ЗАЩИТА ПРОКУРОРОМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РФ……………………………………………………………….12
§2.1.Понятие, задачи, предмет и сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………………………...12
§2.2.Роль прокуратуры в защите прав и свобод граждан РФ…………….17
§2.3.Осуществления прокурорами административного преследования за нарушения прав и свобод человека и гражданина……………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..25
Официальные документы, нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 г. N 1-ФКЗ] //Рос. газ. – 2020.- № 144.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: [федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002 – № 1, ч. 1, ст. 1.
О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 // Рос. газ. – 1995.- № 229.
О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ // Рос. газ. – 1998.- № 63-64.
Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 // Законность. - № 3, 2008.
Научная и учебная литература, материалы периодической печати, интернет-источникиАбашидзе А.Х. Эриашвили Н.Д. Права и свободы человека. Основополагающие международные акты. М., 2018. С. 345–348.
Агапов А.Б. Административное часть право: учебник. - 11-е изд., перераб. и особенная доп. - М.: Издательство учебное Юрайт, 2016. - 937 с.
Алехин, А. П. Административное право России. Общая часть : учебник для вузов / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий. 4е изд. Электрон. текстовые данные. М. : ЗерцалоМ, 2018. - 480 с.
Басов С.Л. Процессуальное оформление прокурором результата административного преследования // Криминалистъ. 2016. № 1 (18). С. 65–69
Гальченко А.И. Функции прокуратуры Российской Федерации: спорные вопросы // Lex Russica. 2014. № 11. С. 1346–1359
Гонибесов Д.А. Надзор органов прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: специальность 12.00.11 / Гонибесов Дмитрий Александрович; Уральская гос
По мнению В. П. Беляева, надзорная деятельность является самостоятельным видом государственной деятельности, закрепленным за прокуратурой. Прокурорский надзор имеет ряд последствий сам по себе: он носит силовой характер, прокурорский надзор - это законность деятельности поднадзорных объектов, и в первую очередь за участием сотрудников Конституции России.
Прокуратура привлекает, прежде всего, руководителя вышестоящего органа по надзору за органами, в том числе в постоянно действующем органе, а также есть возможность обратиться в судебные органы с предложением ликвидировать органы, вовлеченные в сферу деятельности. Все эти особенности в конечном счете указывают на то, что деятельность органов прокуратуры относится к надзорной деятельности, а не к контрольной.
Следует сказать, что конституционный и отменяющий статус прокуратуры не имеет конкретных ограничений, он требует конкретики. Основной закон России устанавливает статью, закрепленную за прокуратурой