Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с овз средствами сюжетно-ролевых игр
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет тенденцию к увеличению, а, соответственно, остро встает вопрос поиска эффективных средств их обучения построению взаимоотношений со сверстниками. Вне зависимости от нозологической группы для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ведущим видом деятельности являются игры, в частности, сюжетно-ролевые, значит, их потенциал в соответствии с принципами природообусловленности и природосообразности может быть успешно реализован в коррекционном процессе.
Следовательно, актуальность данного исследования обусловлена несколькими аспектами, которые охватывают научную, методическую и социальную сферы. В частности, исследование развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами сюжетно-ролевых игр является актуальным в научной педагогике и психологии.
Содержание
Введение3
I. Теоретические основы развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами сюжетно-ролевых игр8
1.1. Анализ литературы по проблеме развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста8
1.2. Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья13
1.3. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста20
II. Экспериментальное исследование эффективности развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами сюжетно-ролевых игр26
2.1. Организация и методики экспериментального исследования26
2.2. Программа развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами сюжетно-ролевых игр29
2.3. Обобщение результатов экспериментального исследования36
Заключение43
Список использованной литературы47
Приложения52
Список использованной литературы
Абраменкова, В.В. Социальная психология детства / В.В. Абраменкова. – М.: Инфра-М, 2014. – 86 с.
Андреева, Е.И. Динамика межличностного взаимодействия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками [Электронный ресурс]/Е.И. Андреева//Электронная библиотека авторефератов и диссертаций «Диссеркэт». – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/dinamika-mezhlichnostnogo-vzaimodeistviya-doshkolnikov-s-intellektualnoi-nedostatochnostyu-s.
Аржанова, А.И. Психологические основы товарищества и дружбы детей дошкольного возраста: Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата пед. наук (по психологии) / А.И. Аржанова ; Моск. гор. пед. ин-т им. В. П. Потемкина. - Саратов : [б. и.], 1951. - 13 с.
Васкун, И.И. Современные подходы к изучению межличностных отношений в деловых коммуникациях/И.И. Васкун // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 12. – С. 67–71.
Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций/Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2008. – 306 с.
Газизова, Ф.С. Дидактическая игра как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/Ф.С. Газизова, А.И. Гараева// Электронный научный журнал «Дневник науки». – 2022. – №5. – Режим доступа: http://dnevniknauki.ru/images/publications/2022/5/pedagogics/Gazizova_Garaeva.pdf.
Зворыгина, Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет. сада / Е. В. Зворыгина. - Москва: Просвещение, 1988. – 94 с.
Зотова, И.В. Особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста/И.В. Зотова, М.С. Умерова // Наука, техника и образование. – 2017. – №5 (35). – С.57-60.
Клейменова, С. А. Психолого-педагогический аспект понятия «дружеские отношения» у детей старшего дошкольного возраста / С. А. Клейменова. // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 273-275.
Клепцова, Е.Ю. Виды межличностных отношений/Е.Ю. Клепцова // Известия Самарского научного
Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой описан «метод комплексного руководства игрой» [7], основанный на критериях «хорошей игры», выделенных Р.И. Жуковской [7], указании Д.В. Менджерицкой о необходимости создания в дошкольной образовательной организации условий для организации одиночных и коллективных игр детей [18], а также положении Р.И. Жуковской о существовании двух типов руководства игрой [7]. Компоненты данного метода наглядно представлены на рисунке 5:
Рис.5. Компоненты метода комплексного руководства игрой
Т.Н. Филютиной подчеркивается важность участия воспитателя в сюжетно-ролевой игре дошкольников с ОВЗ, при этом данное участие должно осуществляться на каждом возрастном этапе, при этом при переходе с одного периода дошкольного детства на другой воспитатель должен раскрывать детям более сложный способ организации сюжетно-ролевой игры [33].