Влияние тревожности на успеваемость младшего школьника
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Именно в младшем школьном возрасте формируются основные личностные качества ребенка. И от того, насколько эффективно они будут заложены зависит дальнейшее развитие школьника. В современном мире возросло количество тревожных детей, которые отличаются такими качествами как неуверенность в себе, нестабильное эмоциональное состояние. Тревожным детям труднее дается учение.
Начальное образование – это фундамент всего дальнейшего общего и любого профессионального образования. Успешность обучения в начальной школе во многом определяет судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку именно в том возрасте, в каком обычно проводится начальное образование, формируются базовые основания личности человека.
Исследователи данной проблемы указывают очевидную взаимосвязь тревожности и эффективности обучения школьников. Психологи отмечают, что обучение часто сопровождается повышением тревожности у детей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы влияния тревожности на успеваемость младшего школьника…………………………………….…….5
1.1 Успеваемость младшего школьника как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………...…5
1.2 Тревожность как проявление эмоциональной сферы младшего школьника…………………………………………………………………………8
1.3 Взаимосвязь тревожности и успеваемости младших школьников………………………………………………………………………12
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния тревожности на успеваемость младшего школьника…………………………………………17
2.1 Организация и методы исследования……………………………….17
2.2 Результаты и их анализ………………………………………………18
2.3 Проверка экспериментальной гипотезы……………………………22
Заключение…………………………………………………………………..….25
Список использованной литературы………………………………………..27
Приложения……………………………………………………………………31
1. Булаев, Д. Ю., Сахарова Т. Н. Исследование связи школьной успеваемости со способностью к самоконтролю у младших школьников// Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2021. №3. – с.80-84.
2. Бутенко, В. Н., Аникина, М. А. К вопросу о коррекции школьной тревожности и хронической неуспешности у младших школьников // Перспективы науки. 2022. № 3. – с.60-64.
3. Гильдебрант, О. С. Качества успеваемости школьников на примере использования модульно-рейтинговой системы оценивания// Science Time. 2021. №2 (86). – с. 56-61.
4. Голованова, Н. Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Голованова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 372 с.
5. Головей, Л.А., Веселова Е.К., Галашева О.С. Проявления субъектности и адаптации подростков в разные периоды после развода родителей/ Л.А. Головей, Е.К. Веселова// Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2021. – №1. – С.90-94.
6. Джейранова, С.Д., Сравнительный анализ механизмов установления межличностных отношений у младших школьников с ЗПР и нормативным развитием / С.Д. Джейранова // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке: материалы III Виртуальная всерос. науч.-практ. конф. / под. общ. ред. Ю.А. Афонькиной. – Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2019. – С. 29-33.
7. Жердева, Л. А. Влияние тревожности на успеваемость школьников// Проблемы Науки. 2021. №5-1 (162). – с.90-93.
8. Зинина, В. А. Психологические особенности личности младших школьников с разным уровнем академической успеваемости // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2021. – Т. 4. – № 1. – С. 6–19.
9. Изотова, Е. Г. Взаимосвязь социально-психологической адаптации и успеваемости в младшем школьном возрасте// Проблемы современного педагогического образования. 2021. – №71-2. – С. 45-48.
Тревога разлуки: страх оказаться вдали от дома или близких вещей, оба из которых часто возникают, когда ребенок должен идти в школу.
Социальная тревожность: тревога по поводу взаимодействия и общения в социальных ситуациях, включая те, которые могут возникнуть в школе.
Генерализованная тревожность. Генерализованное тревожное расстройство может влиять на многие аспекты жизни, включая школу.
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР): ОКР характеризуется желанием, чтобы все было в определенном порядке и идеально. Детям может быть трудно делать и поддерживать эти вещи в школе. Это способствует социальной тревожности у детей. Например, ученик может бояться, что его дразнят другие, из-за своей привычки к ОКР.
Фобия: конкретная фобия может быть связана с чем угодно: змеями, высотой, определенной едой.