Реляционная работа в сообществе геймеров
ВВЕДЕНИЕКаждый небольшой социум, состоящий из группы людей, объединенных общими интересами или на основе других факторов (профессия, этническая, религиозная или региональная принадлежность и пр.) формируют определенное сообщество практики, которому свойственны как определенные структурные особенности, так и лингвистические.
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время многопользовательские онлайн игры набирают всё большую популярность и становятся неотъемлемой частью жизни определенных кругов общества, таким образом оказывая воздействие на дискурсивные процессы, коммуникацию и способы выстраивания границ в отношениях. Поэтому, крайне важным становится изучение дискурсивных маневров и коммуникативных ситуаций в области геймерского сообщества практики.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Сообщество практики и дискурсивная норма 7
1.1.1. Коллективная идентичность как источник дискурсивной нормы 12
1.2. Теоретические модели вежливости 14
1.2.1. Теория вежливости П. Браун и С. Левинсон 16
1.2.2. Вежливость первого порядка 20
1.3. Геймеры как сообщество практики 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. РЕЛЯЦИОННАЯ РАБОТА В СООБЩЕСТВЕ ГЕЙМЕРОВ 29
2.1. Материал и методы исследования 29
2.2. Поддержание / улучшение раппорта в сообществе геймеров 31
2.2.1. Дискурсивные стратегии для поддержания / улучшения гармонии внутри сообщества практики геймеров 33
2.2.2. Профессиональное арго как средство поддержания раппорта в сообществе геймеров 34
2.2.3. Невежливость как средство поддержания раппорта в сообществе геймеров 38
2.2.4. Оскорбления как средство укрепления отношений внутри сообщества геймеров 40
2.3. Пренебрежение / посягательство на гармонию межличностных отношений внутри сообщества практики геймеров 42
2.3.1. Дискурсивные стратегии для осуществления посягательства / пренебрежения на гармонию внутри сообщества практики геймеров 43
2.3.2. Оскорбления как средство посягательства на гармонию внутри сообщества практики геймеров 43
2.3.3. Ирония как средство посягательства на гармонию внутри сообщества практики геймеров 48
2.4. Реляционная работа по проведению дискурсивных границ между «своими» и «чужими» в сообществе практики геймеров 49
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБеляева E. И. Принцип вежливости в речевом общении (способы оформления Декларативных высказываний в английской разговорной речи) / E. И. Беляева // Иностранные языки в школе. – 1985. – №2. – С. 12-16.
Бурдье П. Структуры, Habitus, Практики. Современная социальная теория. / П. Бурдье, Э. Гидденс, Ю. Хабермас. - Новосибирск : Новосибир. Ун-та., 1995. - 120 с.
Жукова И. Н. Словарь терминов межкультурной коммуникации / И. Н. Жукова, М. Г. Лебедько, З. Г. Прошина, Н. Г. Юзефович; под ред. М. Г. Лебедько и З. Г. Прошиной. — М.: Флинта: Наука, 2013. – 632 c.
Задорин И. В. Деятельные сообщества в социальной среде для совместной профессиональной деятельности: предпосылки возникновения и практический опыт создания / И. В. Задорин, Д. В. Мальцева, О. В. Полукеев // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2012. – №6. – С.28-42.
Ипатова Н. А. Дискурсивные практики в формировании профессиональных сообществ : специальность 22.00.06 «Социология культуры, духовной жизни» : диссертация … кандидата социальных наук / Ипатова Наталья Александровна ; Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2009. – 213 с.
Ларина Т. В. Категория вежливости и стиль коммуникации. Сопоставление английский и русских лингвокультурных традиций / Т. В. Ларина. – Москва : Рукописные памятники Древней Руси, 2009. – 512 c. – ISBN 978-5-9551-0297-9
Сообщество Steam : [сайт]. – URL: https://steamcommunity.com/ (дата обращения: 12.05.2023)
Топилина Е. С. Позитивная вежливость и языковые средства её выражения в английском языке / Е. С. Топилина // Язык: категории, функции, речевое действие : сборник трудов конференции. – 2018. – С.152-154.
Хиеп Н. Ч. Вежливость и прерывание делового разговора в американской, вьетнамской и русской культурах / Н. Ч. Хиеп // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2016. – №3. –С.125-129.
Для Дж. П. Джи компьютерные игры в целом и многие другие области являются семиотическими областями, в которых знаки и любой набор практик приобретают определенное значение в определенной ситуации. Чтобы понимать знаки и то, что они передают, нужно научиться их читать. Следовательно, использование языка в игре не имеет прагматического значения для неигроков и, следовательно, не понятно.
Речевые сообщества нередко создают термины или новые значения для существующих слов не только для того, чтобы сделать общение проще и эффективнее, но и чтобы отличаться от других. Как указывает М. Консальво использование неологизмов и акронимов в MMORPG-коммуникациях — это не только средство эффективного игрового процесса и быстрого общения, но и маркер членства в сообществе игроков [Consalvo 2009: 308].