Ориентация на социальное сравнение и отношение к моде
ВВЕДЕНИЕ
Мода - это сложное социально-психологическое и культурное явление, которое часто связывают только с изменениями в одежде и повседневных предметах, но это описание явления является упрощенным. Мода охватывает множество различных аспектов социальной, экономической и культурной жизни и оказывает влияние на них. Несмотря на то, что это влияние не всегда осознается и оценивается, оно остается важным. Исследование моды является предметом изучения социологии и социальной психологии. [11].
Мода, переведенная с латинского, означает “образ”, “норму”, “правило”, а от санскритского - “мерить”, “взвешивать”. Главными движущими силами в моде являются подражание и страх быть отвергнутым обществом. Мода не только способ подключиться к группе людей, но и выделиться из нее. Она включает в себя такие черты, как массовость, быстротечность, цикличность, динамичность и зависимость от изменений во времени. Основной характеристикой моды является стремление к новому.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР7
1.1.Психология моды: исторический аспект7
1.1.Теоретические подходы к феномену «мода»10
1.2.Понятие и сущность моды13
1.3.Социальное сравнение30
1.4.Социальное сравнение и отношение к моде33
Выводы по главе I35
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИИ НА СОЦИАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ И ОТНОШЕНИЕ К МОДЕ35
РЕЗУЛЬТАТЫ38
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ41
ВЫВОДЫ43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ44
БИБЛИОГРАФИЯ44
ПРИЛОЖЕНИЯ50
БИБЛИОГРАФИЯ
Антоненко И. В. Карицкий И. Н. Психология одежды и моды (теория культурных слоев) // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Московский государственный университет дизайна и технологии. 2016. С. 6-13.
Артемцева Н. Г., Грекова Т. Н. Методика “Шкала отношения к моде” (ШОМ) как диагностика личностных представлений о моде // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность. Сборник статей Международной научно-практической конференции. М.: Министерство образования и науки РФ; Московский государственный университет дизайна и технологии. 2016. С. 18–24.
Артемцева Н. Г., Самойленко Е. С. Ориентированность на социальное сравнение и субъективное отношение к моде // Психологический журнал – 2021. – Tом 42. – № 3 C. 16-26 [Электронный ресурс]. URL: https://psy.jes.su/S020595920015131-0-1 (дата обращения: 14.03.2023).
Артемцева, Н.Г., Грекова Т.Н. Общее и особенное в восприятии моды: постановка проблемы // Дизайн и технологии. Научный журнал. – М.: МГУДТ, 2013. – №4.
Архипова Л.В. Мода и ее влияние на спрос населения // Автореф. дисс. канд. экон. наук. - М., 1977. С 21
Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Библион-Русская книга. – 2003. – 272 с.
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: "Добросвет" 2000 — 387 стр.
Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни - М.: Новое литературное обозрение, 2005. 640 с.
Гаранян Н. Г. Адаптация «Шкалы ориентации на социальные сравнения (INCOM)» на российской молодежной выборке: метод. Пособие / Н. Г. Гаранян. – М.: Неолит, 2016. – 68 с.
Гаранян Н.Г., Щукин Д. А. Портал психологических изданий PsyJournals.ru. Частые социальные сравнения как фактор эмоциональной дезадаптации студентов — Консультативная психология и психотерапия — 2014. Том 22. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2014_n4/741
Кроме того, они могут быть противоположными в разных системах поведения. Участники моды следуют атрибутивным ценностям, а через них - денотативным, придерживаясь определенных модных стандартов.
Разные участники моды, ориентируясь на одни и те же модные стандарты и атрибутивные ценности, могут на денотативном уровне придерживаться разных этических, эстетических или политических ценностей в зависимости от различных факторов. Например, такие ценности, как социальное равенство и элитарность, красота и польза, конформность и неконформность могут быть определяющими для определенных участников моды.
Посмотрим, как происходит смена модных стандартов. Смена модных стандартов не происходит в строгом смысле этого слова, так как многие изменения в моде ограничены общими культурными образцами, такими как обычаи, традиции, социальные и культурные нормы и ценности.