Любовная лирика Анны Ахматовой в школьном изучении
ВведениеПредметом лирической поэзии, как и в других литературных жанрах, является человеческая личность, ее духовная жизнь. Лирические произведения – это прежде всего внутренняя жизнь человека, его индивидуальные и особенные переживания.
Лирическая поэзия напрямую обращается к эмоциональному и духовному миру человека. Читая лирические стихи, учащиеся понимают внутреннее устройство человеческого характера и души, учатся оценивать собственное поведение в соответствии с высокими моральными нормами. Таким образом, поэзия обладает огромной силой воздействия на человеческий разум. Старшеклассники особенно нуждаются в знакомстве с поэзией и влиянии на них, поскольку они находятся в том возрасте, когда активно формируются их характер, мораль и чувство прекрасного.
Поэтические тексты – это прекрасные примеры образного языка, выражающего эмоции.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Особенности изучения любовной лирики в школе 5
1.1. Тема любви в русской поэзии 5
1.2. Приемы изучения лирических текстов 13
Глава 2. Специфика изучения любовной лирики в старших классах 19
2.1. Изучение творчества А.Ахматовой 19
2.2. Методические рекомендации по изучению любовной лирики А.Ахматовой 26
Заключение 32
Список литературы 33
Список литературыАрапова О.С. Проблемы изучения лирики в старших классах школы. – М.: ИНФРА-М, 2018 г. – 87 с.
Ахматова А. Собрание сочинений в 2 т. – М.: Правда, 1990 г. – 880 с.
Ахматовские чтения. Выпуски 1-3. – М.: Наследие, 1992 г. – 288 с.
Виленкин В. В сто первом зеркале. – М.: Советский писатель, 1990 г. – 336 с.
Жирмунский В. Творчество Анны Ахматовой. – Ленинград.: Просвещение, 1995 г. – 184 с.
Ильин И.А. О творческом человеке. – М.: Знание, 1994 г. – 444 с.
Коваленко С. Анна Ахматова. Личность. Реальность. Миф. – Санкт-Петербург.: Нева, 2001 г. – 347 с.
В.Я.Коровина. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013 г. – 399 с.
Коханова В.А. Теория и методика обучения литературе: Учеб.пособие для бакалавров. – М.: Знание, 2016 г. – 88 с.
Кочнова К.А. О многообразии терминологии в вопросе изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. – М.: Просвещение, 2015 г. – 76 с.
Кочетовская Е.Г. Философская рефлексия любви как традиция русской литературы. – Волгоград.: Радуга, 2006 г. – 156 с.
Марченко А. Ахматова: жизнь. – М.: Аст., 2008 г. – 672 с.
Найман А. Рассказы об Анне Ахматовой. – М.: Вагриус, 1999 г. – 300 с.
Н.И. Сазанов. Поэты серебряного века. – Йошкар-Ола.: Марийс, 1997 г. – 559 с.
Санцевич Н.А. Моделирование вариативности языковой картины мира. – М.: Просвещение, 2003 г. – 21 с.
Севастеенко А.В. Культурно-исторические формы экзистенциального переживания: Тема любви и ее дискурсивные трансформации. – Екатеринбург.: Сократ, 2002 г. – 172 с.
Сомова Л.А. Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации. – М.: Просвещение, 2014 г. – 54 с.
Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. – М.: Время, 2007 г. – 829 с.
Аманда Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. – М.: Московский лицей, 2001 г. – 382 с.
Действительно, события, происходящие вокруг поэта, находят яркое отражение в его творчестве. Это происходит потому, что литератор – это, прежде всего, творец. А творец неизбежно живет не только своей жизнью, но и жизнью близких ему людей. Все, что происходит вокруг, должно синтезироваться в сложную формулу, восхваляющую или, наоборот, ругающую все человеческое – от слов до любви, страсти, одиночества и эмоций.
Таким образом, мы рассмотрели тему любви в поэзии некоторых русских мастеров слова. Далее в работе мы обратимся к творчеству не менее известного поэта Анны Андреевны Ахматовой.
1.2.Приемы изучения лирических текстовПрежде чем перейти к рассмотрению произведений А.Ахматовой, необходимо проанализировать приемы изучения лирических текстов. Так, большинство методистов уверены, что работа с лирическими произведениями в школе – одна из самых сложных.